Слайд 2
Балет (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль, содержание
которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе
балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.
Слайд 3
Возникновение балета
Балет, высшая ступень
хореографии (от греч. choreia – пляска и
grapho – пишу),
в котором танцевальное искусство поднимается до
уровня музыкально-сценического представления, возник как
придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в 15
16 вв. Термин «балет»появился в ренессансной Италии в 16 в. И
обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Балет –
синтетическое искусство, в котором танец, главное выразительное
средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической
основой – либретто, со сценографией, с работой костюмера,
художника-осветителя и т.д. Балет многообразен: сюжетный –
классический повествовательный многоактный балет, драмбалет;
бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. По
жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным.
20 в. принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет.
Слайд 4
Балет в эпоху Возрождения, барокко и классицизма.
Первый балетный спектакль, объединивший музыку, слово, танец и пантомиму, "Цирцея
и нимфы" или "Комедийный балет королевы", был поставлен в 1581 при дворе Екатерины Медичи (Париж) итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо по прозвищу Божуайе - "веселый красавец", прекрасный скрипач и балетмейстер, прибывший ко двору Екатерины Медичи с оркестром итальянских скрипачей. По случаю брака герцога Жуаеза с Маргаритой Лотарингской Медичи и поручила Бальтазарини устроить грандиозный праздник. Представление шло пять часов, с 10 вечера до 3 часов ночи.
Слайд 5
Танец стал превращаться в балет, когда
его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер
Пьер Бошан (1637–1705), работавший с композитором Люлли и возглавивший в 1661 французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете, способность зависать в прыжке – элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Все па классического танца являются производными от этих позиций ног и рук. Так началось формирование балета, развившегося к 18 в. из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство.
Слайд 6
Первоначально в балетную труппу входили только мужчины. Французские танцовщики
славились грацией и изяществом (благородностью) манеры исполнения. Итальянские танцовщики
принесли на сцену Парижской оперы новую манеру танца – виртуозный стиль, технически сложную, прыжковую манеру танца. Одним из основоположников мужского сценического танца стал Луи Дюпре (1697–1774). Он первым объединил в танце обе манеры исполнения. Усложнение техники танца потребовало изменений женского костюма. В первой трети 18 в. Мари Камарго и Мари Салле первыми из балерин начали исполнять прыжки (антраша), ранее подвластные только мужчинам, поэтому они упразднили тяжелые фижмы и панье, а затем и укоротили юбки и перешли к обуви на более низком каблуке.
Слайд 7
Балет в эпоху просвещения.
Эпоха Просвещения – одна из этапных
в развитии балета. Просветители призывали к отказу от условностей
классицизма, к демократизации и реформе балетного театра. Дж.Уивер (1673–1760) и Д.Рич (1691–1761) в Лондоне, Ф.Хильфердинг (1710–1768) и Г.Анджолини (1731–1803) в Вене вместе с композитором, реформатором оперы В.К.Глюком пытались превратить балет в сюжетный спектакль, подобный драматическому. Наиболее полно это движение выразило себя в реформе ученика Л.Дюпре Жана Жоржа Новерра. Он ввел понятие pas d"action (действенный балет). Новерр уподоблял балет классицистской драме и пропагандировал новое отношение к нему, как к самостоятельному спектаклю. Придавая большое значение пантомиме, он обеднял при этом лексику танца. Тем не менее, его заслугой стало развитие форм сольного и ансамблевого танца, введение формы многоактного балета, отделение балета от оперы, дифференциация балета на жанры высокие и низкие – комические и трагедийные.
Наследие Новерра составляет 80 балетов, 24 балета в операх, 11 дивертисментов. При нем завершилось формирование балета как самостоятельного жанра театрального искусства.
Слайд 8
Балетный сентиментализм
Во второй половине 18 в. наступила эпоха
сентиментализма. В отличие от просветителей, сентименталисты сделали персонажем своих
произведений обычного человека, а не античного бога или героя. Балетный театр стал общедоступным зрелищем горожан, и появился свой тип спектакля – комедия и мелодрама. На первом плане оказалась пантомима, которая, отодвинув в тень танцевальность, превратила балет в хореодраму, в связи с чем возрос интерес к литературной основе действия. Появились первые балетные либретто.
Слайд 9
Жан Доберваль, ученик Новерра, виртуозный танцовщик Парижской оперы,
впервые вывел на балетную сцену представителей третьего сословия в
знаменитом пасторальном балете "Тщетная предосторожность", 1789 .В этом спектакле Добервалю удалось объединить классический танец с пантомимой и элементами народного и бытового танца.
В жанре мелодрамы преуспел его ученик, главный балетмейстер Парижской оперы Жан Омер (1774–1833), который поставил известный балет "Манон Леско" (1830) на музыку Ж.Ф.Галеви.
В творчестве младшего поколения сентименталистов – Сальваторе Вигано (1769–1821), Пьера Гарделя (1758–1840), Шарля-Луи Дидло заметны первые признаки романтизма: интерес к героическим личностям и экзотическим сюжетам.
В 1790-х под влиянием моды, навеянной подражанием античности, женский балетный костюм стал более легким, появилась бескаблучная туфелька. С развитием пальцевой техники в те же годы изобрели пуанты(от франц. pointe – острие, специальная балетная обувь с жестким носком),с помощью которых танец приобрел характер полетности. Первыми в 1820-е на пуанты встали балерины рубежа 18–19 вв. Женевьева Гослен и Амалия Бруньоли.
Слайд 10
Балет эпохи романтизма.
Первым романтическим балетмейстером стал
Филипп Тальони, поставивший балеты "Сильфида" (1832) и "Дева Дуная" (1838) со своей
дочерью Марией Тальони в главной роли. Хореографами романтизма были также Жан Коралли (1779–1854), Жюль Перро и Артюр Сен-Леон.
Героинями балетов стали сильфиды и лесные духи виллисы, персонажи кельтского и германского фольклора. Облик танцовщицы в белом тюнике, воплощавший неземное существо с веночком на голове и крылышками за спиной.
Благодаря развитию пальцевой техники новым танцевальным стилем стала воздушная полетность движений.
Слайд 11
Балет во второй половине 19 века .
Только в России
балет сохранил характер творчества, где сложилась эстетика гранд балета,
академического балета – монументального спектакля со сложными танцевальными композициями и виртуозными ансамблевыми и сольными партиями. Творец эстетики академического балета –Мариус Петипа, французский танцовщик, в 1847 приехавший в Россию. Созданные им в содружестве с Л.И.Ивановым(1834–1901) и композиторами П.И.Чайковским и А.К.Глазуновым балеты "Спящая красавица" (1890), "Щелкунчик" (1892), "Лебединое озеро" (1895), "Раймонда"(1898), "Времена года" (1900) стали вершинами классического симфонического балета и переместили центр хореографической культуры в Россию.
Слайд 12
На рубеже 19–20 вв. в хореографию проникли течения
импрессионизма и свободного танца (модерн, дунканизм, ритмопластический танец). Танец
модерн зародился на рубеже 19–20 вв. в США и Германии. Модерн-хореография отвергала традиционные балетные формы и заменяла их свободным танцем, ритмопластикой, интуитивной трактовкой музыки. Идеологами модерна стали французский теоретик Ф.Дельсарт (1811–1871), американская танцовщица Айседора Дункан с ее обновленной античностью и Э.Ж.Далькроз (1865–1914) с системой эуритмики, ритмопластического танца. Они декларировали безраздельное господство музыки над танцем.
Дунканизм, в свою очередь, повлиял на балетный импрессионизм, представленный творчеством русского хореографа М.М.Фокина.
Поворотом к новой балетной эстетике стала деятельность С.П.Дягилева. Организованные им«Русские сезоны» (1909–1911) и труппа «Русский балет» (1911–1929) оказали огромное влияние на развитие мирового балета.