Слайд 2
Образовательная компетенция
Компетенция – круг вопросов, в которых данное
лицо обладает познаниями, опытом.
Образовательная
компетенция –
это совокупность смысловых ориентаций, Знаний, Умений, Навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Слайд 3
Компетентность
Компетентность - 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями,
позволяющими судить о чём-либо.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей
компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Слайд 4
Компетенции и компетентность
Компетенции – информация, умения, навыки, способы
действия, алгоритмы действия, методы, методики, приемы.
Способность преобразовывать информацию в
знания.
Компетентность –умение свободно пользоваться знанием и применять его в практической деятельности.
Слайд 5
Учебно-познавательные компетенции
Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика
в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической,
общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Слайд 6
Умения учащихся в реализации познавательных компетенций
ставить цель
и организовывать ее достижение;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей
деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание проблемы;
работать с инструкциями, использовать элементы статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
Слайд 7
Познавательная деятельность
Поиск информации в разных источниках
Установление причинно-следственных
связей
Выявление существенных признаков объектов и явлений
Анализ и синтез, выделение
главной мысли
Сравнения, метафоры, ассоциации, выявление интертекстуальных связей
Обобщение и выводы
Слайд 8
Текст
Текст - это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию,
объединенных общей темой, обладающая свойствами связности и цельности.
Текст
– связная совокупность знаков.
Текст - это дискурсивное единство , обладающее многосмысловой структурой, которая способствует порождению новых смыслов.
Слайд 9
Этимология слова «текст»
Слово «текст» имеет
сложную этимологию.
Textum
(лат.) - ткань, одежда, связь,соединение, строение, слог, стиль.
Textus
- сплетение, структура, связное изложение.
Tехtо - ткать, сплетать, сочинять, переплетать, сочетать.
Слайд 10
В.Руднев. Из «Словаря культуры ХХ века»
Реальность - это
Текст, написанный
Богом, а Текст - это
реальность,
созданная
человеком.
Слайд 11
Приезд гувернантки в купеческий дом
Слайд 12
Алгоритм анализа художественного текста
1) отметить
присутствующие в тексте виды связности языковых средств
2) определить
сильные позиции текста (анализ текстовых знаков, имеющихся в данном тексте: в первую очередь, заглавия; имеющихся метатекстовых знаков), затем - ключевые знаки, на основании чего
- определяется тема и идея текста,
- выявляется конфликт,
- делается вывод об образной системе текста;
3) выявить особенности структуры анализируемого художественного текста, соотнести их с содержанием, в связи с чем
- определяются родовые и жанровые признаки текста,
- определяются особенности композиции и элементы сюжета,
- описываются формальные средства построения.
Слайд 13
Содержательные компоненты текста
И. И.
ПУЩИНУ
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Слайд 15
Интертекст, или фоновые знания
А в России метели
и сон
И задача на век, а не на
день.
Был ли мальчик?— вопрос не решен,
Нос потерянный так и не найден. (А.Межиров)
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд,
Но кони всё скачут и скачут,
А избы горят и горят. (Н.Коржавин)
Слайд 16
Фоническая гармонизация стиха
Гармония и симметрия в
звуковой организации стиха:
Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду
р д – з л н – в л н – л б з щ х – т в р д
Младую, белую, как лебедь, воздымала
млад – бел – как – леб - дмал
Слайд 17
Звук и смысл
Редеет облаков // летучая гряда
р д т
г р д
б л к л т ч
е е е я а
рдеет блик лететь ряд
реет белый туча грядет
Слайд 18
Фонетическая семантика
Неподражаемо лжет жизнь:
Сверх ожидания, сверх лжи...
Но по дрожанию
всех жил
Можешь узнать: жизнь!
Повторяются звуки, которые составляют звуковой облик
слова "жизнь". Дополнительные звуковые сходства между отдельными словами: лжи — жил (полное тождество), неподражаемо — по дрожанию — ожидания. «Дрожание" жизни проявляется в каждом слове, так же как в мире "жизнь" — и в надежде, и в обмане.
Слайд 19
Реминисценции и аллюзии
Душа грустит о небесах,
Она нездешних
нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.
Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.
Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну...
О, если б прорасти глазами
Как эти листья, в глубину.
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,-
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты -жилица двух миров…
В начале было слово
Древо жизни
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Комета в Апокалипсисе
Слайд 20
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Стоя на сей горе, видишь
на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду
домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!
Слайд 21
Работа со словарем
Амфитеатр – в Древней Греции и
Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей
возвышаются полукругом. Здания расположены амфитеатром (перен.: возвышаясь одно за другим).
Семантика слова указывает не только на красоту и величественность города, но и на некую театральность, неестественность городской жизни. Это впечатление усиливается словосочетанием «представляется глазам», так как среди значений слова «представлять» находим «подражать, принимать вид, наружность чью-либо» (Словарь Даля), давать представление.
Ужасная громада – это громада домов (мада – дамо), вызывающая безотчетный страх, ужас, но одновременно приводящая в трепет и поражающая своей величиной и величием.
Лучи солнца «пылают». Второе значение слова «пылать» - гореть страстью, неистово хотеть чего-либо, испытывать сильное чувство. Вечерние лучи: вечер несет символику упадка, смерти.
Слайд 22
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Но вот уж близко. Перед ними
Уж
белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах,
братцы! как я был доволен
Когда церквей и колоколен
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Слайд 23
«Отцы и дети» И.С.Тургенева
Настал полдень. Солнце
жгло из-за
тонкой завесы сплошных беловатых
облаков. Все молчало,
одни петухи
задорно перекликались на деревне,
Возбуждая странное ощущение
дремоты и скуки; да где-то высоко в
верхушке деревьев звенел
плаксивым призывом немолчный
писк молодого ястребка. Аркадий и
Базаров лежали в тени небольшого
стога сена, Та осина, -- заговорил
Базаров, - напоминает мне мое
детство; она растет на краю ямы,
оставшейся от кирпичного сарая, и я
в то время был уверен, что эта яма и
осина обладали особенным
талисманом: я никогда не скучал
возле них. Я не понимал тогда, что я
не скучал оттого, что был ребенком.
Ну, теперь я взрослый, талисман не действует.
Слайд 24
Полдень
Полдень
Завеса облаков
Петухи
Ястребок
Осина
Яма
Ребенок
Талисман
Слайд 26
Интертекстуальные связи
А я думаю: я вот лежу здесь
под стогом... Узенькое местечко, которое я занимаю, до того
крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!
Тургенев
Когда я думаю о кратком сроке своей жизни, поглощаемом вечностью до и после нее, о крошечном пространстве, которое я занимаю, и даже о том, которое вижу перед собой, затерянном в бесконечной протяженности пространств, мне неведомых и не ведающих обо мне, я чувствую страх и удивление, отчего я здесь, а не там; ведь нет причины, почему бы мне оказаться скорее здесь, чем там, почему скорее сейчас, чем тогда. Кто меня сюда поместил? Чьей волей и властью
назначено мне это место и это время? Паскаль