Слайд 2
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на
народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в
самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
К.Д. Ушинский
Слайд 3
Народная педагогика (этнопедагогика) - это совокупность педагогических знаний
и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в
народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.
Слайд 4
Цель и задачи народной педагогики:
воспитание человека в соответствии
с этнокультурным идеалом или формирование «совершенного человека»;
формирование традиционного мировоззрения, «народности» души;
формирование
нравственных привычек, воспитание трудолюбия, пробуждение у детей доброты и любви к людям, к родной природе;
развитие интереса, внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям,
обогащение знаний о природе, развитие ума;
формирование эстетической, духовной культуры, воспитание художественного вкуса, тонкого ощущения прекрасного;
забота о здоровье, физическое развитие;
приобщение к истокам родного, истинного народного творчества, знакомство с историей и традициями народа, воспитание национального достоинства.
Слайд 5
Средства этнопедагогики
Средства народного воспитания представляют собой любой объект материальной
или духовной народной культуры, с которым связана информация, необходимая
для развития внутреннего мира личности воспитанника. Причем данная информация выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме, а объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанником .
Группы средств народного воспитания:
средства материальной культуры (природа, деятельность);
средства духовной культуры (слово, родной язык, фольклор, религия, искусство);
средства соционормативной культуры (традиции, общественное мнение, игра).
Слайд 6
Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив
лежит не в ее результате, а в самом процессе.
Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Слайд 7
Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес,
способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного
потенциала.
В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека-гражданина. Практически нет такого существенного положительного качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры (стоит только рассмотреть ее с позиций важнейших педагогических задач). Народные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни.
Слайд 8
Егор Арсеньевич Покровский (1834 -1895)-доктор, крупнейший русский дореволюционный
исследователь и собиратель детских подвижных игр, теоретик их особого
педагогического значения. Как утверждал Е.А.Покровский, игры опираются на живую детскую инициативу. Они вносят в душу ребенка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других. Образовательное же значение народных подвижных игр столь же существенно как фольклорной поэзии, сказки, бытовых и трудовых традиций.
Е.А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели.
Слайд 9
Усова Александра Платоновна (1898-1965)
педагог, специалист по дошкольному воспитанию,
д-р педагогических наук (1959).
Разрабатывала теоретические основы обучения детей
дошкольного возраста в детском саду и семье. А.П. Усова придавала большое значение использованию русских народных подвижных игр. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.
Слайд 10
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнка знаний,
и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных
морально – волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использовать неограниченные возможности комплексных, разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.
Издавна на Руси с самого раннего детства воспитывали необходимый для жизни комплекс навыков. Это происходило в играх, боевых забавах, специальных упражнениях и в труде. Все дети участвовали в играх, которые давали хорошую физическую подготовку, развивали мышление. Игр было множество: бабки, чиж, городки, лапта и др.
Слайд 11
Народные подвижные игры являются средством, позволяющим осуществить интегративный
подход при организации образовательного процесса. Они оказывают большое значение
для решения задач не только из области «Физического развития», но и других образовательных областей.
Слайд 12
Область «Познание»:
русские народные игры способствуют развитию мышления,
воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность. (“Гуси-лебеди”, “Коршун и наседка”,
“Хитрая лиса”, «Волк во рву», «Гуси- лебеди», «Зайцы и волк», «Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста» и т.д.).
Слайд 13
Область «Социализация»:
-способствуют возникновению ситуаций морального выбора, развитию
нравственных качеств, поощрению проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и
пр., побуждают детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников. («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники»).
Слайд 14
Область «Коммуникация»:
- игры способствуют развитию свободного общения со
сверстниками.
-развивают инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства. Дети
учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передается из поколения в поколение («Горелки», «Цепи разрывные», «Заря-заряница» и т.д.).
Слайд 15
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на
движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и
бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета, типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам.
Слайд 16
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют
расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех
психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Вывод: