Слайд 2
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную
идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Именно их я использую часто на уроках с 1 – 4 класс.
Слайд 3
Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения
».
Задача – сделать процесс обучения
занимательным, создать у
детей бодрое
рабочее настроение, облегчить преодоление
трудностей в усвоении учебного материала.
Слайд 4
Цель моей работы обобщить опыт по внедрению
игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1.
Раскрыть особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.
Слайд 5
Гипотеза: Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и
активизации деятельности учащихся.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при
урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 6
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду
деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
По характеру
педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические,профориентационные и др.;
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Слайд 7
Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра от
игры вообще отличается наличием чётко
поставленной цели обучения и соответствующими
ей
педагогическими результатами.
Дидактическая игра состоит из следующих основных
компонентов: игровой замысел, игровые действия,
познавательное содержание или дидактические задачи,
оборудование, результаты игры.
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в
той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и
придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её
участникам определённые требования в отношении знаний.
Слайд 9
Выделяют следующие виды дидактических игр:
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные
способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять
его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины
Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Урок – деловая игра.
Деловые игры делятся
на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Слайд 11
Урок – ролевая игра.
В отличие от деловой
ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Уроки
- ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы: Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия; Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации; Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д. Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.Этапы разработки и проведения ролевых игр:
Подготовительный;
Игровой
Заключительный
Анализ результатов.
Слайд 12
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном
процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов
и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Слайд 13
Мониторинг опроса
обучающихся
В 4-ом классе я провела простой эксперимент. Для этого взяла два урока математики на одну тему. Один урок провела в традиционной форме, другой – в игровой. После опроса учащихся 100% учеников выбрали урок в игровой форме как наиболее интересный. В то же время усвоение учебного материала улучшилось на 28%.
Слайд 14
Заключение
Для младшего школьного
возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в
образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами.