Слайд 2
Святитель Феофан Затворник Вышенский
Что надо делать, чтобы спастись?
Как сделать, чтобы
крест болезней и скорбей, который неизбежно несет
всякий,
был не на пагубу, а во спасение? Как научиться молитве?
Как очистить сердце от страстей? От того, как мы в своей
жизни ответим на эти непростые вопросы, зависит наше
спасение. Святитель Феофан Затворник в своих творениях
постоянно делится с нами размышлениями об этом.
Слайд 3
Жизненный подвиг Феофана Затворника
Каждый святой – уникальная и
прекрасная личность, и Церковь канонизирует святых, как пример для
других. Поэтому так важно стремиться узнать о святых наших соотечественниках, изучать их жизнь, вдумываться в их жизненный подвиг.
Слайд 4
О детстве святителя Феофана
Отец, Василий Тимофеевич Говоров, был
священником и отличался истинным благочестием. заслужив одобрение начальства, а
также любовь и уважение подчиненных.
Мать, Татьяна Ивановна, происходила из семьи священника. Она была женщина глубоко религиозная и в высшей степени скромная. Имела тихий, кроткий нрав
Слайд 5
по скромности своей святитель не мог громко читать
своих сочинений».
Святитель Феофан именно в Киевской академии, развил в
себе способность и любовь к писательству. Своими письменными проповедническими трудами он снискал уважение не только у сокурсников, но и у преподавателей. «Никто лучше его не писал, – говорил его сокурсник по академии митрополит Московский Макарий (Булгаков).
Слайд 6
«…ученою должностью начинаю тяготиться до нестерпимости. Пошел
бы в церковь, да там и сидел».
В деле религиозно-нравственного
просвещения огромное значение принадлежит церковному проповедованию слова Божия, и потому святитель Феофан почти каждое богослужение сопровождает проповедью. Его проповеди представляют собой не продукт сухой умственной работы, а живое и непосредственное излияние чувствующего сердца. Святитель умел так овладеть вниманием слушателей, что в храме водворялась совершенная тишина, вследствие чего слабый голос его слышен был в самых отдаленных углах храма.
Слайд 7
«В делах никакой трудности не вижу, только душа
к ним не лежит».
святитель Феофан желал уединения, покоя и
тишины для того, чтобы заняться трудами духовного писательства и тем послужить Святой Церкви и спасению ближних.
17 июля 1866 года святитель Феофан после долгих колебаний со стороны высшего начальства был освобожден от управления Владимирской епархией с назначением на должность настоятеля Вышенской пустыни.
Слайд 8
Вышенский затворник
28 июля после молебна епископ Феофан отправился
прямо на Вышу.
Потребуется несколько страниц для того, чтобы только
перечислить всё то, что было им написано в затворе, начавшемся в 1873 году и продолжавшемся до самой кончины, последовавшей 6 января 1894 года, в день Богоявления Господня. Все богословское наследие писателя-затворника пронизано мыслью о спасении души.
Слайд 9
Феофан Затворник - один из самых почитаемых святых
и влиятельных богословов в России.
Провел много десятилетий в затворничестве,
но активно общался с миром письмами.
День памяти 23 января
Слайд 10
Святитель Феофан Затворник – основоположник Тамбовского женского епархиального училища
Епископ Тамбовский
архимандрит Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) до прибытия
в Тамбов уже имел серьезный педагогический опыт. Он занимал посты ректора Киево-Софийского училища, ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Он реально представлял себе состояние душ и умов детей духовного сословия. Как ему казалось, далеко не все в традиционном воспитании детей в семьях духовенства продолжало оставаться востребованным в условиях измененного реформами 1860-х годов общества.
Слайд 11
Именно в Тамбове святитель Феофан вник в специфику
образования девочек и адаптировал правила дворянского учебного заведения к
потребностям и возможностям духовного сословия. Для того, чтобы подтолкнуть любящих отца с матерью к разлуке с помощницей по хозяйству, надо было создать в Тамбове такие условия в женском духовном учебном заведении, о каких мальчишки не могли даже и помыслить. Обстановка мужских духовных училищ по всей России была спартанской
Женские епархиальные училища начали возникать в России с 1843 г. Тамбовское стало 23-м в Российской Империи.
Слайд 12
В проекте устава Тамбовского училища девиц духовного звания
было записано: «Цель учреждения сего училища дать приют беспомощным
сиротам и доставить им приличное воспитание, почему училище сие есть по преимуществу сиро-воспитательное. Воспитание в сем заведении должно быть направлено к тому, чтобы в воспитываемых приготовить:
а) достойных супруг служителей престола Господня и помощниц им в деле нравственно-христианского образования прихожан,
б) попечительных матерей, способных облегчить и заменить труд их в домашнем воспитании детей,
в) сведующих хозяек»
Опыта создания учебных заведений в провинции для небогатых девочек почти не было.
Слайд 13
Женское образование в России в первой половине XIX в.
переживало пору своего рождения.
Казалось бы, логичнее организовывать женское
учебное заведение женщине-педагогу. Но святитель Феофан не нашел в Тамбове достойной кандидатуры. Ему самому пришлось вникать во все особенности адаптации к учебе и училищному быту дочек священников и дьяконов, никогда не живших в зажиточном доме и привыкших лет с шести нянчить малышей, пасти гусей и пропалывать огород.
Слайд 14
Тамбовское многодетное сельское духовенство жило бедно.
Несколько
недель уходило на обучение первоклассниц правильной осанке и умению
красиво двигаться в форменном платье. Огромное внимание уделялось воспитанию у девочек хорошего вкуса в чтении, убранстве интерьера, одежде.
Даже десятилетия спустя после открытия училища, каждую осень новенькие девчонки благодарно радовались впервые окружающему их комфорту.
Слайд 15
На храмовых проповедях и на уроках Закона Божиего
девицам внушали христианские нормы морали
В училище был создан
храм и важнейшую роль играли уроки закона Божьего и церковного пения. Святитель Феофан считал началом воспитательных мер христианскую любовь, а храм – лучшей средой и средством доброго воспитания. Он считал, что педагоги обязаны полюбить своих учеников и только тогда ждать взаимной любви детей. По сути, это было педагогической новацией
Слайд 16
При святителе Феофане удалось набрать 40 воспитанниц. Дети,
имеющие отцов, принимались только тогда, когда не было кандидаток
из сирот. На содержание епархиального училища отчисляло средства абсолютно все тамбовское духовенство. Дети из беднейших семей и сироты учились на эти коллективные пожертвования. Сирот по окончании училища оставляли в нем помощницами воспитательниц или устраивали на аналогичные должности в других женских заведениях. В случае согласия сирот, до замужества их распределяли на жительство в монастыри. Выходившие замуж выпускницы-сироты получали от училища скромное приданое.
Святитель Феофан заложил духовные и организационные основы женского епархиального училища в Тамбове.
Слайд 17
Немного истории
По сути Тамбовское женское
епархиальное училище было задумано святителем Феофаном как учебное заведение,
воплощавшее девичьи мечты. Училище было создано на пожертвования духовенства и светских благотворителей. Для его размещения с благословения архиепископа Феофана за 8 тысяч рублей серебром купили на Варваринской площади в Тамбове дом с хорошей мебелью, надворными постройками и садом, принадлежавший жене инженер-полковника Мигрина. Это была престижная южная городская окраина, переходившая в район богатых дач. Постройки тонули в зелени ухоженных садов. В начале XX в на том же месте было возведено новое просторное здание училища, отвечавшее всем новейшим для той поры требованиям к учебному заведению интернатного типа.
Слайд 18
Святитель Феофан сроднился со своей паствой и приобрел
всеобщую самую искреннюю любовь.
Владыка Феофан проявил себя ревностным служителем
во всех сферах церковной жизни. Его внимание было сосредоточено преимущественно не на делах внешнего управления, а на душепопечительном служении. «Это был истинный архиерей Божий, истинный евангельский пастырь, способный положить душу свою за овцы своя».
Слайд 19
Святитель Феофан поставил задачу воспитывать из девочек добродетельных
матерей-христианок.
Первой начальницей Тамбовского женского епархиального училища святитель Феофан
выбрал фрейлину А.И. Березовскую, бывшую до этого начальницей придворной школы в Стрельне. Он пригласил ее в Тамбов и поручил воспитание не юных аристократок, с колыбели получавших европеизированное домашнее воспитание, а по сути деревенских девчонок, которых предстояло подготовить не к придворной службе, а к духовному соработничеству с супругами-священниками, и в то же время приобщить к городской культуре. И не перечислишь всех заслуг Святого Феофана перед Господом и Людьми.
Слайд 20
Юбилейная научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана
Затворника в истории и современности» в Тамбове.
19 июня
2015 г. в Питиримовском зале Тамбовского епархиального управления состоялось открытие юбилейной научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника — в истории и современности».
Организаторами конференции выступили Издательский совет Русской Православной Церкви и Тамбовская епархия, а ее сопредседателями - Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент и митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.
Перед началом открытия конференции был совершён молебен святителю Феофану, Затворнику Вышенскому.
Слайд 21
Перед началом открытия конференции был совершён молебен святителю
Феофану, Затворнику Вышенскому
О положении Тамбовской епархии в 1859-1863 гг.
- в период управления Тамбовской кафедрой святителем Феофаном Затворником, рассказал митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.
С приветственным словом к участникам конференции обратились митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, начальник Управления образования и науки Тамбовской области Наталия Георгиевна Астафьева.
Слайд 22
Тамбовские люди помнят о своем заступнике перед Богом.
Начало строительства храма
Слайд 24
Идут люди к своим заступникам, великим молитвенникам и
духовным учителям
Слайд 25
Судьба Феофана Затворника удивительна
Блестяще образованный богослов, занимавший пост
ректора Санкт-Петербургской духовной академии, возглавлявший Тамбовскую и Владимирскую епархии,
а до этого служивший в Русской духовной миссии в Иерусалиме и в посольской церкви в Константинополе, неожиданно для всех подает в Синод прошение об удалении на покой и поселяется в Выше, в затворе.
Слайд 26
Литература
Житие Феофана Затворника: учитель христианского спасения [Электронный ресурс].-
Режим доступа: http://vos.1september.ru/2002/02/14.htm
Житие и творения Святителя Феофана Затворника
[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://pmp.perm.ru/assets/files/pheophan.htm
Коржевский, В.Н. Педагогическое наследие св. Феофана Затворника [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ст.: http://www.ihtus.ru/edu18.shtml