Слайд 2
Надо знать: 10 малоизвестных фактов о Кунсткамере
Слайд 3
Сказ о том, как Пётр Первый угощал гостей
музея водкой, а по залам гулял безголовый скелет. Вспоминаем
самые курьёзные и интересные факты одного из самых старинных музеев мира.
Слайд 5
«Дерево-монстр»
Как-то Пётр прогуливался по острову и заметил сосну,
у которой одна из веток вросла в ствол и
образовала таким образом полукольцо.
Император восхитился сосной, прозвал её «деревом-монстром» и, повелев срубить её, решил построить на её месте здание для музея.
Слайд 6
Кто строил здание для музея
Слайд 7
Строительство здания продолжалось на протяжении шестнадцати лет. Изначально
им занимался архитектор Маттарнови, а после Гербель, Киавери и
Земцов, при котором здание обрело свой окончательный барочный облик.
Увы, Пётр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.
Слайд 8
Как Пётр I угощал гостей музея водкой
Когда коллекция
музея располагалась в Кикиных палатах , Пётр повелел, чтобы
музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов.
Мало того, император проявил заботу о досуге тех, кто приходил посмотреть на «уродства большой компанией: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».
Слайд 10
Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция
Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на третьем этаже
стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около трёх метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри – изображение звёздного неба.
Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. Увы, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.
В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на четвёртом этаже.
Слайд 12
Еще одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, сделанная
из бедренной кости человека. Некогда её изготовил шаман одного
из монгольских племён.
Считалось, что простому смертному нельзя дуть в неё, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях – для вызова потусторонних сил.
Слайд 14
Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими
уникальными древностями и реликвиями, Пётр I привёз в Петербург
француза Николя Буржуа - человека ростом 226,7 см, который наряду с другими «заморскими гостинцами» заслужил небывалый интерес со стороны двора и простого люда.
Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе семь лет, после чего скончался от апоплексического удара. Однако Пётр I решил, что даже после своей смерти верный слуга остаётся уникальной и ни на что не похожей диковинкой, и передал его тело Кунсткамере.
До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом…исчезла. Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый череп (интересно знать, чей?), а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.
Слайд 15
Исчезнувшая голова английской шпионки
Аналогичный случай с пропажей головы
имел место быть чуть позже, в послепетровское время: голова
казнённой английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась.
Как оно водится, в происшествии обвинили главного русского врага – пьянство: мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили. Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это время стоял в петербургском порту.
Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры три мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после совершения «сделки» столичные власти не имели.
Слайд 17
Стоит упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы
стоят в одном из залов часы из красного дерева,
привезённые в Петербург из далёкого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот незадача - механизм у них нерабочий.
Но часы всё-таки оставили в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от нормального направлении. Дойдя до отметки «9:45» они прихотливо останавливаются.
Поговаривают, что это дурной знак: если таковое происходит, то одного из сотрудников ожидает скорая смерть.
Слайд 19
Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами
и человеческими костями, находились люди, выполнявшие роль «живых экспонатов».
Самым
известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке — по паре таких же странных... рук.