Цель: познакомить с историей своего народа; знать историю
своего народа, своей семьи; развивать чувства гордости и уважения к своим предкам;
Слайд 4
Холодным декабрьским утром
Согнав на пустынный перрон,
Солдаты, скрывая все
чувства,
Калмыков загнали
в вагон.
С детьми, командира догнав,
Плачет молодая жена
В тщетных попытках узнать,
В чем состоит их вина.
Муж ее бьется на фронте,
Жизнь свою не щадя,
Так почему же винтовкой
Гонят людей, как стада?
Но ничего не ответил,
Взгляд отведя, командир.
Плачут голодные дети,
Гонят калмыков в Сибирь.
Сохнут застывшие слезы,
Губы молитву твердят.
И в полусне редком грезы
Сердцу надежду дарят.
Прибыли. Многих не стало.
Надо трудиться, чтоб жить
Калмычка на лесоповале,
Бьется, ночами не спит.
Слайд 10
Исход и Возвращение (памятник)
Памятник был открыт 29 декабря
1996 года в память о депортации калмыцкого народа в
1943 году и жертвах сталинских репрессий. Архитектором памятника является С. Курнеев, скульптором стал Эрнст Неизвестный. Памятник был отлит из бронзы в Нью-Йорке, США.
Ежегодно 28 декабря возле памятника совершается день поминовения жертв депортации калмыков.
Слайд 11
Мемориальный комплекс состоит из нескольких элементов: собственно памятника
«Исход и Возвращение», стоящего на вершине искусственно созданного кургана,
железнодорожного вагона и мемориальной таблички. Подъём к памятнику осуществляется по спиральной дорожке, которая по часовой стрелке обвивает курган, повторяя обряд обхода буддийского храма хурула.
В подножии кургана находится железнодорожный вагон, на котором перевозили калмыков в Сибирь. Вагон стоит на рельсах, которые приводят к кургану. На левой стороне рельс стоят 14 гранитных столбиков по числу годов (1943—1957 гг.), во время которых калмыцкий народ был в ссылке. В конце рельс находится мемориальная табличка с отрывком из стихотворения Давида Кугультинова со словами:
Я знал, что мой народ
в лесах Сибири
Нашёл друзей и вновь душой окреп
Средь лучших русских,
Средь щедрейших в мире
Деливших с нами
И судьбу и хлеб.
Слайд 12
Высота памятника составляет 2,74 метра, длина — 5, 33 м,
ширина — 2,21 метра. Под памятником заложена капсула с землёй
из мест, где были ссыльные калмыки.
На самом памятнике изображены многочисленные символы и образы:
Овечка, являющаяся символом терпеливости и кротости, плачет над поверженным ребёнком;
Мечи и штыки означают насилие;
Авалокитешвара сострадает народу;
Табун лошадей символизирует бег времени;
3 следа - мужской, женский и детский - обозначают уходящую семью, которая встречается с предками;
Лотос символизирует вечное возвращение. В лотосе находится зародыш ребёнка. Эта композиция означает будущее возвращение;
Будду окружают злые духи;
Возвращение на родную землю обозначает прорыв сквозь металл;
Огромная лошадь олицетворяет силу движения;
Череп под копытами лошади символизирует прошлое, из которого вырастают цветы настоящего и будущего;
В центре вращения вечного колеса спит эмбрион.
Слайд 13
Мини ээж балтыкова Кермен батыревна. 74 наста.
Дала ачнр зеенртя. Бидн ээждян йир дуртавидн.
Слайд 16
ЭЭжа Манджиева дениса вспоминает: когда выселяли калмыков
ей было 7 лет. Её семья попала в Новосибирскую
область, Болотнинский район. В 1945 г. Умерла мама. заболел отец. Старшая сестра пасла коров. Я в 11 лет пошла в 1 класс, закончила 5 классов. в 16 лет пошла работать телятницей. Было очень тяжело. В сибири вышла замуж . В июне 1959 года приехали в абганерово, Волгоградскую область, с. Шелестевка. 1960 г. Приехали в шатту.
Слайд 17
Мини ээж семенова сян - цаг нохаевна
Слайд 18
Манджиев дмитрий секлеевич и кермен степановна
Слайд 20
Олн ачнр-зеенртя нохаевин орк бул