Слайд 2
Великая Ближневосточная цивилизация, системообразующим стержнем которой стал ислам,
зародилась в VII в. в Аравии;
в XII в.
она простиралась от Испании до Индии.
Слайд 3
Ислам как основа педагогической мысли
Ислам – это
всеохватывающая универсальная система философских, социальных, нравственных и правовых взглядов
и идей.
Педагогика Ближнего Востока проникнута глубокой религиозностью с элементами рационализма, восходящими к древнегреческой философии.
Слайд 4
Фундаментальные основы исламского воспитания и образования
Религия – главный
стержень в учебно-воспитательном процессе
Личность- субъект воспитания и образования
Знания и
наука
Мудрость
Справедливость
Практика
Мораль
Слайд 5
Человек с точки зрения религиозных представлений
Человек слаб, легко
поддается искушению, легко
впадает в неверие,поэтому нуждается в твердом
руководстве, в
строгом исполнении всего, что
требует от него Аллах… Все стороны жизни
мусульманина получили отражение в Коране -
священной книге мусульман, Сунне собрании
преданий и высказываниях и поступках пророка
Мухаммеда, шариате – систематизированном
своде мусульманских законов. Требования Корана и предписания шариата охватывали всю жизнь верующего от рождения до смерти.
Слайд 6
Человек в мусульманской культуре брался не в системе
его внешних, социальных
взаимодействий, не в процессе углубленного
самопознания, а в
отношении к богу. Смыслом жизни человека считалось послушание,
повиновение воле Аллаха, исполнение
религиозных и иных обязанностей,
являющихся долгом каждого правоверного.
Вера в Аллаха, сопровождаемая подобающим
ей поведением, рассматривалась не как врожденное, а как приобретенное качество.
В его формировании важное место отводилось воспитанию и обучению.
Слайд 7
Воспитание и обучение
Эти понятия отличаются в педагогике Ближневосточной
цивилизации.
Обучение рассматривалось как способ наделения человека теоретическими добродетелями, осуществляемый
при помощи слова.
Воспитание – как способ наделения человека этическими добродетелями, для чего считалось важным привить ему привычку совершать правильные действия, вести себя должным образом.
Слайд 8
Обучение и воспитание согласно ближневосточной
исламской традиции, основывались на
приобретении
человеком истинного знания. Оно
подразделялось на:
Предвечное и всеобъемлющее божье
Человеческое –
обычное (мирское) и религиозное (равное вере)
Таким образом, вера отождествлялась со знанием.
Стремление к знанию считалось безусловным
долгом каждого мусульманина. Обладание им в
глазах общественного мнения ценилось выше, чем
обладание собственностью.
Слайд 9
Пути к овладению знанием
Усвоение исламских традиций
Понимание посредством логического
рассуждения
Энциклопедическое образование
Мистическое озарение
Слайд 10
Система образования
Своим смыслом и целью имела распространение ислама
среди самых широких слоев населения в обширных регионах .
Поэтому
при всех мечетях по контролем мусульманского духовенства организовывались начальные школы ( преимущественно бесплатные). Обучение в них строилось на чтении, заучивании и письменном воспроизведении текста Корана. Это предполагало опору на память (репродуктивный способ обучения).
В школах царила жесткая дисциплина, широко применялись наказания.
Слайд 11
Стиль жизни Ближневосточной цивилизации, присущая ей религиозная
идеология ставили перед педагогом задачу интегрировать воспитуемого в господствующую
и подлежащую безусловному принятию систему исламских религиозно-этико-правовых ценностей и норм, помогать их освоению разумом и чувством, реализовывать их в своем поведении.
Слайд 12
Среднее и высшее образование
( медресе)
Изучаемые предметы делились
на 2группы:
Традиционные(религиозные дисциплины)
толкование Корана
Мусульманское право
Богословие
Арабская филология ( грамматика, стихосложение,
литературоведение)
Риторика
Слайд 13
Рациональные(умопостигаемые)
Логика
Математика
Астрономия
Медицина
Другие естественнонаучные дисциплины и связанные с ними философские
концепции (например труды Аристотеля)
Слайд 14
Базисные педагогические традиции
Базисные педагогические традиции Ближневосточной цивилизации характеризовались
ярко выраженными ценностными ориентирами, пронизанными духом ислама.
Ближневосточная педагогика
стремилась к воспроизводству целостного человека, чьи знания, вера и поведение направлены в одно строго определенное для правоверного русло.
Слайд 15
Хотя воспитание и обучение последовательно различались, а культ
знания способствовал акцентированию внимания на последнем, тем не менее
они рассматривались как две стороны единого процесса.
Признание сердца высшим органом человеческого познания проникло в исламскую педагогику во многом благодаря влиянию библейской традиции.
Слайд 16
Ближневосточная культура ориентировалась на оппозицию «человек-Аллах», что способствовало
безусловному подчинению развития индивидуального начала в человеке надличностным религиозным
установлениям, задающим жесткие рамки его поведению и образу мыслей.