Слайд 3
Кружевоплетение на Тульской земле —
один из очень распространенных в прошлом видов женского рукоделия.
Мерное кружево из золотной и серебряной нитей плели на коклюшках монахини Крестовоздвиженского монастыря г.Белева в XVII-XVIII вв. Это кружево применялось исключительно для отделки платья высокопоставленной знати и праздничных одежд священнослужителей. Во второй половине XVIII века во многих помещичьих усадьбах Белевского уезда возникают различные мастерские, в которых этому сложному и трудоемкому искусству обучают крепостных девочек искусные мастерицы. В этих мастерских выплеталось тонкое нитяное кружево на французский манер типа «малин», «валансьен», «блонд» и др. Способствует распространению в этих краях кружевного дела в такого рода мастерских не только мода на тонкое дорогое кружево, но и хорошо поставленное дело на мануфактуре. Постепенно это ремесло распространяется довольно широко. В Ефремовском, Епифанском, Веневском, Богородиц-ком, Плавском уездах кружево плели не только в помещичьих усадьбах, но и женщины из среды мещан.
Слайд 4
Классический тульский пряник – это печатное
изделие. Само изделие может иметь любую форму (круглую, овальную,
прямоугольную, фигурную), а на его лицевой части должен быть нанесен какой-либо узор или надпись. История тульского пряника насчитывает около трех сотен лет, первое упоминание об этом лакомстве в документах датировано 1685 годом. Однако выпекать пряники с Туле стали гораздо раньше. Для изготовления таких пряников тульские мастера изготавливали специальные формы из дерева, на которых вырезался узор в зеркальном исполнении. Учитывая насколько затейливые орнаменты печатают на пряниках, изготовление форм – это искусство, которое вполне можно сравнить с ювелирным.
Слайд 5
В 1778 братья Назар и
Иван Лисицыны сделали первый тульский самовар. Спустя 25 лет
появилась самоварная фабрика, на которой работали 26 человек, а ее оборот составлял по тем временам немыслимую сумму – 1500 рублей. А еще через 25 лет в Туле насчитывалось уже 28 предприятий, которые производили 120 000 экземпляров ежегодно. Поскольку в те времена их делали из меди либо латуни, то неудивительно, что первые образцы появились именно на Урале, где была развита металлодобыча. Но почему же самовар «тульский»? Все очень просто. Для изготовления нужен был не только металл, но и люди способные его обрабатывать. В те времена именно Тула славилась своими оружейными мастерами. Это и стало причиной того, что с течением времени самовары стали изготовлять в Туле. К тому же близость к Москве и Санкт-Петербургу, где сбывали большую часть продукции, также способствовала перемещению производства именно туда.
Слайд 6
В самом сердце России, недалеко от
старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки
Упы стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.
Слайд 7
Первое упоминание о Тульской городской
игрушке датируется 1912 годом, но распространены игрушки были задолго
до начала XX века. Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта. Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица, монахи и монахини. Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы. Эти пропорции придают куклам изящество и легкость. Игрушки, лепились из разных частей. Отдельно изготавливали юбку с туловищем, головку с шеей и руки. Костюмы фигурок украшались оборками и рюшками. Отдельно лепился зонтик и прицеплялся к фигурке при помощи проволоки, которая прокалывала верхнюю часть туловища.