Слайд 2
Цели и задачи:
1.Познакомить детей с
картинами А. А. Пластова, вызвать интерес к его творчеству.
Учить понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить. Формировать умение давать художественно-эстетическую оценку произведению.
2.Учить различать жанры живописи, выделять художественно-выразительные средства, используемые художником. Развивать художественное восприятие, внимание, память, воображение, чувства ритма, цвета, композиции.
3. Развивать связную речь при составлении рассказа по картинам. Работать над уточнением ,обогащением, активизацией словаря, том числе и образно-выразительного. Формировать регулирующую и планирующую функцию речи.
4.Воспитывать художественно-эстетический вкус, эстетические чувства и эмоции при восприятии картин художника.
Слайд 4
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений, сюжет которых был бы
созвучен теме картины.
Словесные игры и упражнения по обогащению и
активизации словаря:
а) Для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить- лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?».
б) Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».
Задания и упражнения на умение понимать состояние людей, изображенных на картине:
а) Театрализованные игры.
б) Упражнения на умение понимать язык жестов, мимики, движений: «Покажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».
в) Упражнения для развития выразительности речи: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж». «Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы сказал злой и т.д.?». «Кто скажет слово наиболее выразительно?».
Слайд 5
Этапы ознакомления
с живописью.
Первый этап - искусствоведческий рассказ педагога.
Задачи: Вызвать интерес
к живописи, к картине художника. Формировать умение внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание.
Структура искусствоведческого рассказа:
-сообщение названия картины;
-сообщение фамилии художника;
-о чём написана картина;
-что самое главное в картине (выделить композиционный центр);
-как оно изображено (цвет, построение, расположение);
-что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали;
-что красивого показал своим произведение художник;
-о чём думается, что вспоминается;
Слайд 6
Вопросы по содержанию картины:
– «Что изображено на картине?»
–
«Где расположены изображённые на картине предметы, люди?»
– «Как вы
думаете, что самое главное в картине?.»
– «Как это изобразил художник?»
– «Что в картине самое яркое?»
– «Что этим хотел сказать художник?»
– «Какое настроение передал художник?»
– «Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?»
– «Как это удалось сделать художнику?»
– «О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?»
Слайд 7
Приемы, используемые на первом этапе:
Приём «вхождения в картину, воссоздание
предшествующих и последующих содержанию картины событий».
Рассказ-образец личностного отношения педагога
к понравившейся картине:
-название картины;
-кто написал;
-о чём произведение;
-какими красками написано;
-какое в нём передано настроение;
-что особенно понравилось;
-какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.
Синтезирование разных видов искусств: музыки, живописи, художественной литературы.
Слайд 8
Второй этап.
Задачи:
Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины.
Выделять выразительные
средства.
Формировать умение «читать» картины.
Мотивировать эмоционально – личностное отношение к
произведению.
Слайд 9
Вопросы более обобщенного характера:
«О чём картина?»
«Почему думаете так,
расскажите?»
«Как бы вы назвали картину?»
«Почему именно так?»
«Что красивого и
удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?»
«Как он изобразил это в картине?»
«Какое настроение вызывает картина?»
«Отчего возникает такое настроение?»
«Что хотел сказать художник своей картиной?»
Слайд 10
Используемые методы и приемы:
приём точных установок;
приём композиционных и
колористических вариантов;
метод формирования личностного отношения детей к живописи (Расчленённые
и конкретные вопросы).
Слайд 11
Третий этап.
Задачи:
Формирование творческого восприятия картины.
Сравнение изображенного с личным
опытом.
Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств.
Приемы:
-приём сравнения;
-прием классификации картин;
- мысленное
создание собственной картины по названию, данному художником;
-прием точных установок;
-игровые элементы;
-дидактические игры;
Слайд 12
Дидактические игры.
-«Палитра»
-«Собери картину»
-«Определи жанр живописи»
- «Времена года»
-«Художественный салон»
-
«Выставка картин»
-«Найди ошибку»
-»Узнай по описанию»
-«Волшебное окно» ,«Подзорная труба»
-«Да-нет»
-«Что было,
что будет»?»
-«Измени и посмотри»
- «К нам пришел волшебник: «Я слушаю» ,«Я ощущаю запах», «Я чувствую»
-«Кто о чем говорит?»
-«Живая картина».