Слайд 2
Применение метода
моделирования в коррекции
связной
монологической
речи у детей
младшего школьного возраста
(из опыта
работы)
Слайд 3
«Приятная для слуха речь – своего рода
музыка!
Аристотель
Слайд 4
Дикционная чистота
Устранение свистящих и шипящих звуков;
Научиться выговаривать звук
«Р»;
Не «спотыкаться» на трудных буквенных сочетаниях,
Не комкать отдельные буквы
и слова;
Правильное речевое дыхание.
Слайд 5
Нормативно – правовое
обеспечение коррекционной деятельности учителя- логопеда
Закон
«Об образовании» Российской Федерации;
Всеобщая декларация прав человека;
Декларация о правах
инвалидов;
Декларация о правах умственно отсталых лиц;
Государственно – правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии в России;
Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» (05.01.1996 г.);
Семейный кодекс РФ (глава 11);
«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов»;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии»;
Слайд 6
Задачи логопедического обучения
Формирование правильного произношения, уточнение артикуляции звуков;
Развитие
речевого дыхания;
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов,
фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза;
Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
Развитие познавательных процессов (мышления, образной оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
Формирование связной речи;
Совершенствование связной речи;
Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.
Слайд 7
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Подгрупповые занятия
Групповые занятия
Слайд 9
ТИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Обучающие. На этих занятиях учащиеся накапливают
фактический материал, изучат языковые явления и процессы, что в
дальнейшем ведет к формированию понятий.
Закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а также систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей.
Комбинированные занятия, целью которых являются решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.
Слайд 10
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
Музыкотерапия;
Куклотерапия;
Цветотерапия;
Ручной праксис в
коррекции
речевых
нарушений;
Образовательная
технология ( гимнастика мозга);
Точечный массаж;
Зондовый массаж;
Слайд 11
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у
детей имеются следующие недостатки:
связные высказывания короткие;
отличаются непоследовательностью,
даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
уровень информативности высказывания очень низкий.
Слайд 12
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
самостоятельного анализа
ситуации или объекта;
развития децентрации (умения менять точку отсчета);
развития замыслов-идей будущего продукта.
Слайд 13
Прием наглядного моделирования
используется в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
Слайд 14
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения,
силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения, используемые в
них;
контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
предметные картинки;
силуэтные изображения;
геометрические фигуры.
Слайд 15
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих
умений:
усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи
и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,
Пересказ
Слайд 16
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка
рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
выделение значимых
для развития сюжета фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет.
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Слайд 17
РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ
выделение значимых объектов картины;
рассматривание их и
подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
определение
взаимосвязи между отдельными объектами картины;
объединение мини-рассказов в единый сюжет.
Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
Слайд 18
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА.
Логопедическая сказка – это текст со сказочным
содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки
В.Волиной, А.Цыферова и т.п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.
Слайд 19
Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
логопед
читает сказку ребенку;
ребенок выкладывает модель сказки (картинную или
состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
логопед моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
ребенок пересказывает сказку по модели.
Слайд 20
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:
Где находилось осиное гнездо?
Кто жил
в гнезде?
Почему все боялись осу?
Как можно назвать
осу?
Что придумала мама, чтобы отучить осу кусаться?
А что бы сделали вы?
Какое еще название можно придумать для сказки?
Слайд 21
ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ
угадывание эпизода по демонстрации действия;
рассказывание по
демонстрации действия взрослым;
Переходными упражнениями от моделирования пересказа к
составлению творческих рассказов могут быть следующие:
Слайд 22
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого
высказывания следующая:
ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы
произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом;
логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа