Слайд 2
План
Основные аспекты творчества.
Различные подходы к определению творческой
деятельности.
Процессуальные черты творческой деятельности.
Структура творческого акта.
Творческие задания схема решения
творческих заданий.
Определение исследовательской деятельности.
Литература.
Слайд 3
Определение творчества на философском уровне
Творчество - целенаправленная деятельность,
результатом которой оказывается открытие (создание, изобретение) чего-либо нового, ранее
не известного или активная, отвечающая потребностям времени
Слайд 4
Психологический аспект творчества
Творческое мышление направлено не на поиск
новизны в мелочах и несущественных вариациях, не на перекомбинирование
старого, а на постижение сущности в явлениях, отражение этой сущности в понятиях, образах и способах действия.
На передний план выступает не объективная, а субъективная сторона.
Слайд 5
Педагогический аспект творчества
Творчество учащихся имеет своей конечной целью
не столько создание определенного продукта, имеющего собственную значимость или
получение продукта с использованием нового метода, сколько познавательный и воспитательный эффект – формирование знаний, умений, интересов и склонностей.
Слайд 6
Основные методические и педагогические подходы
к определению творческой деятельности рассматривают ее как деятельность, в
результате которой рождается нечто новое.
Согласно А.В. Хуторскому[5]:
творчество – это всегда выход за рамки, за границы, это изменение существенных знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного в программу усвоения.
Слайд 7
И.П. Калошина[4] предлагает развернутое определение творческой
деятельности через систему признаков, согласно которым творческая деятельность:
направлена на
решение задач, для которых характерно отсутствие в предметной области (или лишь субъекта) как способа решения задач, так и предметно-специфических знаний, необходимых для его разработки;
Слайд 8
связана с созданием субъектов на осознаваемом или неосознаваемом
уровнях новых для него знаний в качестве ориентировочной основы
для способа решения задачи;
характеризуется для субъекта неопределенной возможностью разработки новых знаний и на основе их способа решения задачи (неопределенность обусловлена отсутствием каких-либо других знаний, строго детерминирующих указанную разработку).
Слайд 9
В.А.Далингер под творческой деятельностью понимает всякую деятельность, которая
осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе
самоорганизации, способности рационально планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации, способность пересмотреть и, если необходимо, изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность [3].
Слайд 10
И.Я. Лернер выделяет следующие процессуальные черты творческой деятельности[2]:
самостоятельное
осуществление внутрисистемного и межличностного переноса знаний и умений в
новую ситуацию;
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
видение структуры объекта;
видение вариативности решения и его хода, то есть возможных различных решений данной проблемы, способов решения;
построение принципиально нового способа решения, отличного от ранее известных способов.
Слайд 11
Однако сегодня наиболее ценными представляются черты, определяющие создание
учащимися принципиально новой информации, самостоятельное выдвижение ими идей, гипотез,
формулирование проблем, постановку задач разного уровня сложности.
Слайд 12
Структура творческого акта
Накопление знаний и навыков, необходимых для
четкого уяснения и формулировки задачи
Сосредоточенные усилия и поиски дополнительной
информации
Уход от проблемы ( период инкубации – переключение на другие занятия)
Озарение или инсайт (инсайт – это не всегда гениальная идея, а порой в скромных масштабах догадка)
Проверка
Слайд 13
Требования к структуре:
адекватность;
новизна и оригинальность;
доработанность;
изящество и простота;
творческое мышление
меняет существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы,
совсем редко взгляд людей на мир).
Слайд 14
Важнейшей составляющей организации творческой деятельности в процессе обучения
математики является четкое понимание учащимися того, что они должны
получить (создать) в результате деятельности и как этот продукт будет оцениваться.
Слайд 15
Для раскрытия творческого потенциала школьника в процессе изучения
математики используются творческие задания:
Нестандартные задачи
Исследовательские проекты
Работа с математическим текстом
по реконструкции
Систематизация и обобщение материала
Выполнение реферативных жанровых работ
Варьирование и составление задач
Слайд 16
Схема решения творческих заданий
а) усмотрение потребности или трудности
задачи;
б) анализ этой потребности или трудности;
в) просмотр доступной информации;
г)
рождение новой идеи или принципа;
д) развертывание принципа схемы;
е) оценка правильности решения.
Слайд 17
В процессе обучения математики из всего объема выделим
его часть – исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность – творческая деятельность,
продуктом которой являются новые знания, либо о самом испытуемом, либо о методе исследования.
Слайд 18
Литература
Блинова, Т.Л. Современные аспекты методики обучения математики: учеб.
пособие / Т.Л. Блинова, Э.А. Власова, И.Н. Семенова, А.В.
Слепухин; под ред. И.Н. Семеновой, А.В. Слепухина; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2007. – 190с.
Ганеев, Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математики: учеб. пособие / Х.Ж. Ганеев; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1997. – 102с.
Далингер, В.А. Творческая деятельность при составлении планиметрических задач на построение / В.А. Далингер // Наука образования: сб. науч. статей. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. – Вып.22. – С. 405 – 414
Калошина, И. П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 431с.
Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, – 2001. – 544с.