Слайд 2
ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ
И ПРИНЦИПЫ ТИПОЛОГИИ PR-ТЕКСТОВ
Проблемы классификации PR-текстов.
Специфика
жанрообразования в письменных PR-коммуникациях.
Жанровая типология простых первичных PR-текстов.
Слайд 3
Кривоносов Алексей Дмитриевич
Отсутствие комплексного описания письменных форм, функционирующих
в PR-коммуникациях, порождает многочисленность классификаций.
Основываясь на функционально-структурных признаках,
А.Д. Кривоносов предлагает свою типологию PR-текстов.
По мнению А.Д. Кривоносова, классифицирующим признаком, по которому можно дать жанровую типологию PR-текстов, является степень эксплицитности (выраженности) дифференциальных признаков PR-текста.
Зав. кафедрой коммуникационных технологий и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
докт. филол. н., профессор
1. Проблемы классификации
PR-текстов
Слайд 4
PR-текст - это простой или комбинированный текст,
инициированный базисным
субъектом PR,
функционирующий в пространстве публичных коммуникаций,
служащий целям формирования или
приращения паблицитного капитала данного базисного PR-субъекта,
адресованный определенному сегменту общественности,
обладающий скрытым (или значительно реже прямым) авторством,
распространяемый путем прямой рассылки, посредством личной доставки или опосредованный через СМИ.
Признаки PR-текста
Слайд 5
1. Проблемы классификации PR-текстов
Основной корпус PR-текстов, имеющий все
признаки рассматриваемого феномена, называются базисными текстами.
Однако в пространстве
PR-коммуникаций существует ряд текстов, которые не в полной мере наделены совокупностью дифференциальных признаков PR-текста и отражают их.
Такие тексты называются смежными.
Базисные тексты расчленяются на две группы по признаку первичности в процессе PR-коммуникации.
Тексты могут участвовать в PR-коммуникациях в своем первичном виде: они являются результатом деятельности базисных или технологических субъектов PR и предоставляются общественности, в том числе и СМИ, в своем первичном виде.
Такие тексты называются первичными.
Слайд 6
1. Проблемы классификации PR-текстов
Однако PR-информация может доставляться общественности
и в уже обработанном виде.
Это жанры, которые создаются
сотрудниками PR-структур или самими журналистами на основе первичных текстов и попадают к целевой аудитории исключительно через средства массовой информации.
Такие вторичные тексты можно назвать медиатекстами.
Базисные первичные тексты могут подразделяться по признаку «сложность текста», и здесь выделяются простые и комбинированные тексты.
Слайд 7
1. Проблемы классификации PR-текстов
Типология PR-текстов по степени эксплицитности
(выраженности) дифференциальных признаков текста
Слайд 8
1. Проблемы классификации PR-текстов
Базисными, или основными, признается основной
корпус PR- текстов, в полной мере соответствующих совокупности дифференциальных
признаков PR-текста.
Смежными текстами называются тексты, имеющие слабо выраженные признаки PR-текста (неполнота функций, неполнота выраженности признака паблицитности базисного субъекта PR или признака текста вообще).
К ним относятся такие разнородные явления, как:
слоган как краткое речение (минитекст), отражающий основное содержание программы, деятельности базисного субъекта политических коммуникаций;
резюме – текст биографии персоны, обладающий признаком паблицитиости, но не служащий цели формирования или приращения паблицитного капитала базисного субъекта (какой-либо организации), поскольку данный индивид не принадлежит ни к какому базисному субъекту PR или таковым не является;
пресс-ревю – копированные и сброшюрованные, т.е. вторичные материалы печатных СМИ, отражающие деятельность базисного субъекта PR.
Слайд 9
1. Проблемы классификации PR-текстов
Слайд 10
1. Проблемы классификации PR-текстов
Членение первичных PR-текстов можно провести
и по признаку «сложность текста».
По данному признаку PR-тексты
можно разделить на простые и сложные (комбинированные).
Простой PR-текст – это конкретный текст как определенная, отграниченная от других текстов данность, существующая в пространстве PR-коммуникаций как самостоятельная и самодостаточная.
Комбинированный PR-текст – это макротекст, представляющий «набор» первичных простых текстов, объединенных общей тематикой (новостным поводом).
Для комбинированного текста конституирующим признаком является признак тематического единства.
Слайд 11
1. Проблемы классификации PR-текстов
Комбинированные тексты могут быть представлены
общественности в виде собранных вместе механически (например, пресс-кит), или
полиграфически группы простых первичных текстов (например, брошюра или буклет), или зачастую вместе с другими не PR- текстами: журналистскими, рекламными в корпоративном издании (например, ньюслеттере).
Классификация PR-текстов по признаку сложности:
Слайд 12
1. Проблемы классификации PR-текстов
По признаку адресат (группа общественности)
А.Д. Кривоносов подразделяет PR-тексты на предназначенные для внешней и
для внутренней общественности:
Слайд 13
1. Проблемы классификации PR-текстов
Классификация PR-тексты по способу доведения
текста до общественности:
Слайд 14
2. Специфика жанрообразования
в письменных PR-коммуникациях
Жанр PR-текста есть
особого рода форма организации текстового материала, характеризующаяся общностью содержательных,
структурно-композиционных и стилистических признаков.
Жанр для PR-текста может быть предписанным (например, для основного сообщения о новостном событии используется, конечно, пресс-релиз) или свободно избираться пишущим (например, сопровождающая пресс-релиз информация может подаваться в виде информационной справки, фактмческой спраки или листа вопросов-ответов).
Выбор жанровых рамок PR-текста зависит не только и не столько от автора и целей, которые он перед собой ставит, но и от читателя – сегмента общественности: автор (реальный, но «скрытый» для общественности) в процессе создания текста должен прежде всего «просчитать» дальнейшие последствия введения информации, передаваемой данным текстом.
Слайд 15
2. Специфика жанрообразования
в письменных PR-коммуникациях
Жанрообразующими факторами PR-текста
являются следующие:
предмет отображения,
целеустановка,
метод отображения,
функции
стилистико-языковой фактор
Слайд 16
2. Специфика жанрообразования
в письменных PR-коммуникациях
К жанрообразующим факторам
относится целеустановка текста.
Основными целями PR-текста могут быть признаны
следующие:
информирование,
создание оптимальной коммуникационной среды базисного субъекта PR.
В теории журналистики говорят также и о таких целеустановках, как оценка факта, прогноз развития предмета отображения, формулирование программы действий.
PR-текст всегда дает оптимизированную оценку его предмета отображения.
Слайд 17
2. Специфика жанрообразования
в письменных PR-коммуникациях
Основными функциями PR-текста,
характеризующими все его жанровые разновидности, являются:
информационная,
познавательная и
функция конструирования публичного
дискурса.
Неосновные функции PR-текста:
Фатическая функция проявляется в поддержании коммуникативных связей (например, в поздравлении).
Эстетическая функция играет определенную роль в создании художественного эффекта (например, в приглашении).
Экспрессивная функция проявляется в эмоционально-оценочном отношении автора самого текста, что находит свое отражение в некоторых образно-новостных жанрах.
Слайд 18
2. Специфика жанрообразования
в письменных PR-коммуникациях
Неосновные функции PR-текста:
Регулятивная
функция, оказывающая воздействие на характер отношений между социальными субъектами,
представлена чаще всего в исследовательских жанрах (заявление для СМИ).
Консультативная функция как функция выражения мнения определенных групп общественности, выступающая своеобразным коммуникационным «ориентиром» для адресных аудиторий, представлена в таком жанре, как письмо.
Контрольная и защитная функции PR-текста как функция публичного указания девиантных проявлений в социальной системе и, с другой стороны, функция ограничения возможных нежелательных действий со стороны административных, правоохранительных органов, характеризует исследовательские жанры.
Номенклатурная функция, проявляющаяся в формировании оптимальной коммуникационной среды персонального состава управленческой номенклатуры реализуется в фактологических жанрах (биография).
Слайд 19
3. Жанровая типология простых
первичных PR-текстов
А.Д. Кривоносов предлагает следующую
жанровую типологию первичных простых PR-текстов:
оперативно-новостные жанры;
исследовательско-новостные жанры;
образно-новостные жанры;
фактологические
жанры;
исследовательские жанры.
Слайд 20
3. Жанровая типология простых
первичных PR-текстов
1) Под оперативно-новостными жанрами понимается
группа жанров, которые оперативно передают ранее не известную общественности
информацию.
Оперативно-новостные жанры – это пресс-релиз, приглашение.
Объектом отражения в этой группе жанров будет новость (новостное событие), связанная с деятельностью базисного субъекта PR, а предметом – событие или персона.
Цели этой группы текстов – формирование оптимальной коммуникационной среды и информационная – достигаются через описание события или персоны.
Слайд 21
3. Жанровая типология простых
первичных PR-текстов
2) Исследовательско-новостные жанры PR-текста –
это жанры, сообщающие неоперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное
событие, касающуюся базисного субъекта PR, и предполагающие ее анализ, истолкование.
К исследовательско-новостным относятся информационная справка и лист вопросов-ответов.
Предметом PR-текста, относящегося к исследовательско - новостным жанрам, являются событие, процесс, персона; целями – формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование путем описания и выявления причинно-следственных отношений.
Слайд 22
3. Жанровая типология простых
первичных PR-текстов
3) Образно-новостные жанры сосредоточены
на новостном событии, однако информация об этом событии излагается
от конкретного лица: это жанры, чаще мнимо подписанные первым (должностным) лицом базисного PR-субъекта и/ или распространяемые от его лица.
К образно-новостным жанрам относятся байлайнер, письмо, поздравление.
Предметом образно-новостного жанра являются событие, персона или процесс; целями – формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование.
Слайд 23
3. Жанровая типология простых
первичных PR-текстов
4) Фактологические жанры – это
жанры, содержащие дополнительную информацию (прежде всего факты) по отношению
к новостному событию жизни базисного субъекта PR.
Фактологическими жанрами являются факт-лист и биография (с некрологом как разновидностью последней).
Предметом текста фактологического жанра являются событие или персона, а целями – формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание события или персоны.
Слайд 24
3. Жанровая типология простых
первичных PR-текстов
5) Исследовательскими жанрами PR-текста являются
жанры, предполагающие наличие в тексте элементов логически-рационального анализа представляемых
фактов, многоканальность источников информации, особой стилистики (несмотря на наличие средств выражения личностного начала), тяготеющей к научному стилю.
К исследовательским жанрам А.Д. Кривоносов относит заявление для СМИ, для которого будут характерны контрольная и защитная функции.
Предметом данного жанра чаще всего являются ситуация, а также процесс, реже – событие или персона, целью – формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание и установление причинно-следственных отношений
Московская школа пиарологии относит к этой группе жанров программу и стенограмму пресс-конференции, а также жанр коммюнике
Слайд 25
Библиографический список
Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и
маркетиров. М., 1997.
Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций.
– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
Пономарев С. Типы текстов в public relations // Советник. - 2001. - № 4 (64).
Ризель Э.Г. Теория и практика интерпретации текста. М.,1984.
Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., 1998.
Система средств массовой информации в России / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001.
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2000.