Слайд 2
В битве
Л.Толстой «Война и мир». Стояние Наполеона на
Поклонной горе.
Слайд 3
2-го сентября в десять часов утра была такая
погода. Блеск утра был
волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась
просторно с своей рекой,
своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как
звезды, своими куполами в лучах солнца.
При виде странного города с невиданными формами необыкновенной
архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное
любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой
жизни. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни.
Слайд 4
Внутренний монолог
«Я должен быть великодушен и истинно
велик. Но нет, это не
правда, что я в Москве,
- вдруг приходило ему в голову. - Однако вот она
лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца.
Но я пощажу ее. На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу
великие слова справедливости и милосердия... Александр больнее всего поймет
именно это, я знаю его. (Наполеону казалось, что главное значение того, что
совершалось, заключалось в личной борьбе его с Александром.) С высот Кремля,
- да, это Кремль, да, - я дам им законы справедливости, я покажу им значение
истинной цивилизации, я заставлю поколения бояр с любовью поминать имя
своего завоевателя. Я скажу депутации, что я не хотел и не хочу войны; что я
вел войну только с ложной политикой их двора, что я люблю и уважаю
Александра и что приму условия мира в Москве, достойные меня и моих народов.
Я не хочу воспользоваться счастьем войны для унижения уважаемого государя.
Бояре - скажу я им: я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих
подданных. Впрочем, я знаю, что присутствие их воодушевит меня, и я скажу
им, как я всегда говорю: ясно, торжественно и велико. Но неужели это правда,
что я в Москве? Да, вот она!"
Слайд 5
Ульи
Так же весело в жарких лучах полуденного солнца
вьются пчелы вокруг обезматочившего улья, как и вокруг других
живых ульев; так же издалека пахнет от него медом, так же влетают и вылетают из него пчелы. Но стоит приглядеться к нему, чтобы понять, что в улье этом уже нет жизни. Не так, как в живых ульях, летают пчелы, не тот запах, не тот звук поражают пчеловода. На стук пчеловода в стенку больного улья вместо прежнего, мгновенного, дружного ответа, шипенья десятков тысяч пчел, грозно поджимающих зад и быстрым боем крыльев производящих этот воздушный жизненный звук, - ему отвечают разрозненные жужжания, гулко раздающиеся в разных местах пустого улья. Из летка не пахнет, как прежде, спиртовым, душистым запахом меда и яда, не несет оттуда теплом полноты, а с запахом меда сливается запах пустоты и гнили.
Слайд 6
В творчестве
Н.В. Гоголь
Повесть «Портрет».
Слайд 10
Уже он начинал достигать поры степенности ума и
лет; стал толстеть и видимо раздаваться в ширину. Уже
в газетах и журналах читал он прилагательные: «почтенный наш Андрей Петрович», «заслуженный наш Андрей Петрович». Уже стали ему предлагать по службе почетные места, приглашать на экзамены, в комитеты. Уже он начинал, как всегда случается в почетные лета, брать сильно сторону Рафаэля и старинных художников, — не потому, что убедился вполне в их высоком достоинстве, но потому, чтобы колоть ими в глаза молодых художников.
Слайд 12
Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним
произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто, как гений,
возносилось оно над всем. Казалось, небесные фигуры, изумленные столькими устремленными на них взорами, стыдливо опустили прекрасные ресницы. С чувством невольного изумления созерцали знатоки новую, невиданную кисть. Все тут, казалось, соединилось вместе: изученье Рафаэля, отраженное в высоком благородстве положений, изучение Корреджия, дышавшее в окончательном совершенстве кисти» Но властительней всего видна была сила созданья, уже заключенная в душе самого художника. Последний предмет в картине был им проникнут; во всем постигнут закон и внутренняя сила. Везде уловлена была эта плывучая округлость линий, заключенная в природе, которую видит только один глаз художника-создателя и которая выходит углами у копииста. Видно было, как все извлеченное из внешнего мира художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника, устремил его одной согласной, торжественной песнью.
Слайд 18
«Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети»
Нельзя публике давать
возможность поймать тебя сердцем, иначе твой взлет станет твоим
поражением.
Слайд 24
Шухов вспомнил: сегодня судьба решается -- хотят их
104-ю бригаду фугануть со строительства мастерских на новый объект
"Соцбытгородок". А Соцбытгородок тот -- поле голое, в увалах снежных, и прежде чем что там делать, надо ямы копать,
столбы ставить и колючую проволоку от себя самих натягивать -- чтоб не убежать. А потом строить.
Слайд 29
Карцер
Десять суток! Десять суток здешнего карцера, если отсидеть
их строго и
до конца, -- это значит на всю
жизнь здоровья лишиться. Туберкулез, и из
больничек уже не вылезешь.
А по пятнадцать суток строгого кто отсидел -- уж те в земле сырой. Пока в бараке живешь -- молись от радости и не попадайся.
Слайд 33
Засыпал Шухов, вполне удоволенный. На дню у него
выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на
Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с
ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся.
Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.
Из-за високосных годов -- три дня лишних набавлялось...
Слайд 34
Юнна Мориц. Звезда Сербости
Я живу в побежденной стране,
Чья
борьба за права человека
Упростила победу в войне
За планету грядущего
века.
Вот идет Победитель Всего,
Поправляет Земли выраженье.
Никогда на победу его
Не сменяю свое пораженье!..