Слайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Проблема эмоций и чувств является актуальной с
эпохи античности до нашего времени. На протяжении многовековой истории
данная проблема пользовалась пристальным вниманием, ей отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.
До сегодняшнего дня нет единой точки зрения на природу происхождения эмоций и чувств. Разные авторы по-разному определяют эмоции и чувства, условия и механизмы их возникновения и формирования по мере взросления человека. И поэтому проблема их изучения представляется крайне важной.
Слайд 3
АНТИЧНОСТЬ (XVI В. ДО Н.Э. - IV В.
Н.Э)
Распространение классической греческой науки и культуры по всему миру
, возникновение греческих государств, единство римской и греческой цивилизации, распад Римской империи- стали причиной возникновения и становления психологии в эпоху античности.
ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Чувства рассматривались в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного. «Удовольствие... есть состояние, соответствующее природе живого организма, а страдание— состояние, чуждое этой природе. Целью жизни Демокрит считал «хорошее спокойное расположение духа (эвтюмия)
Слайд 4
КЛАССИЧЕСКИЙ (СОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД)
Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия
как показатели процветания или задержки в функциях душевных или
телесных: удовольствие означает беспрепятственное их протекание, неудовольствие — их нарушение.
Чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются источником деятельности .
Подробнее Аристотель останавливается на аффектах. Он называет аффектами влечения, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть, жалость — вообще все, чему сопутствует удовольствие или страдание. Аффект — это страдательное состояние, вызванное в человеке каким-то воздействием, возникает без намерения и обдумывания, под его влиянием меняются прежние решения. Аффект сопровождается телесными изменениями. Психологическая характеристика выявляет, в каком состоянии возникает данный аффект, на кого он направляется, за что.
Слайд 5
РИМСКО-ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
По Эпикуру, чувства есть некоторая помеха, и
для удовлетворенного состояния необходимо избегать душевных тревог. В то
же время Эпикур утверждал, что целью жизни является удовольствие. Под удовольствием как целью жизни Эпикур понимал «не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении ... но ... свободу от телесных страданий и душевных тревог».
Главными чувствами, нарушающими спокойствие духа, являются страх смерти и страх перед богами, от которых, якобы, зависит судьба человека. «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения». Надо освободиться и от страха перед богами.
По Лукрецию, чувства целиком зависят от разума. В противном случае, они вводят нас в заблуждения.
Лукреций
Слайд 6
Стоики смешивали стремления и чувствования в понятии аффекта
и внесли большой вклад в учение об аффектах.
К отдельным
аффектам они применяли определение «неразумное», например, желание — неразумное возбуждение, наслаждение — неразумное возбуждение, скорбь — неразумное душевное сжатие и др.
Всего стоики насчитывали 26 аффектов и распределяли их по классам: удовольствие (радость, наслаждения, веселость); неудовольствие (печаль, страдание) и его разновидности — сострадание, зависть, соревнование, горе, смущение, обида, печаль, уныние; желание (его разновидности — потребность, ненависть, гнев, любовь, злоба, досада); страх (боязнь, нерешительность, стыд, испуг, потрясение, беспокойство).
Абсолютно отрицательное отношение к аффектам с моральной точки зрения сочетается у стоиков с положением о наличии добрых страстей. Их три: радость, осторожность и воля. Радость противоположна наслаждению и представляет собой разумное возбуждение; осторожность противоположна страху и представляет собой разумное уклонение (так, мудрец не пуглив, но осторожен); воля противоположна желанию и представляет собой разумное возбуждение.
Учение стоиков об аффектах и рекомендации па борьбе с ними занимают важное место в истории психологии. Особо следует отметить его воспитательное значение.
Слайд 7
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (V-XV В.)
Европейская линия
Возникновению европейской линии в средневековье
послужило падение Римской империи.
Представители: Августин Аврелий, Фома Аквинский
Роль
чувственной сферы умаляется; подчеркивается ошибочность чувств и пагубное влияние эмоций и страстей на развитие человека.
Все, что относится к телесному восприятию, ощущениям и эмоциям, все, что является частью прижизненного единства души и тела, не может жить после смерти.
Арабская линия
Возникновение арабской линии послужило падение Римской империи и территориальная экспансия халифата от Испании до Индии, в следствие чего научные школы Др.Греции и Рима переместились на Восток.
Представители: Авиценна, Ибн-аль-Хайсам, Ибн-Рушд
В наиболее развитом виде у Авиценны представлена психофизиология чувствительности и эмоций.
Авиценной было замечено, что выбор тех или иных объектов человеком зависит не только от ощущений и восприятий самих по себе, но и от эмоционального переживания, которым сопровождаются чувственные образы.
Слайд 8
ВОЗРОЖДЕНИЕ
(СЕР. XIV В. – НАЧ. XVII В.)
Возникновение
периода возрождение полужило развитие и совершенствования во всех областях
мировоззрения и мироощущения человека — в науке, религии, искусстве.
Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей работе Бернардино Телезио - представителя естественнонаучного эмпиризма . Он считал, что закону самосохранению подчиняется развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. В положительных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных- её слабость, мешающая самосохранению.
Проблемой эмоций и чувств занимался и испанский учёный Хуан Вивес. Он обосновал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Первичными формами психического являются ощущения и чувства (эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более сложные психические структуры.
Этот период выражает гуманистическую тенденцию, базирующуюся на идеалах античной культуры. Философы специально исследуют проблему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи и разумность, и аффекты ("страсти души").
Б. Телезио
Х.Вивес
Слайд 9
НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII-XIX В.)
Возникновению нового времени послужило появление
новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира и экспансия
европейской цивилизации в другие районы мира, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры.
Эмпиризм (Ф.Бэкон, Д.Локк, Т.Гоббс)
Главная идея - истинным источником знания является чувственный опыт.
Рационализм (Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Р. Декарт, Г. Гегель)
В конце XVI - начале XVII в. в психологической науке оформляются два основных подхода в теории познания, связанные с именами мыслителей - Ф. Бэкона и Р. Декарта. Первый из них стал основателем эмпиризма, предполагающего ориентацию на чувственное познание, опыт и эксперимент, второй же олицетворял рационалистический подход.
Слайд 10
Р.ДЕКАРТ (1596-1650)
Декарт дал рационалистическое учение о страстях, страсти
– «восприятие, или чувства, или душевные движения, особенно связанные
с душой, называемая, поддерживая и подкрепляемые каким либо движением «духов».
Страдательные состояния или страсти в теории Декарта рассматриваются как результат взаимодействия с предметами окружающего мира и отождествляются с чувственным познанием. Это ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи, которые не исходят из самой души, а привносятся извне и лишь осознаются ею в таком виде, т. е. эти страсти душе навязываются, она их не может изменить. В то же время, составляя одну из сторон взаимодействия человека с внешним миром, страсти как составляющая когнитивной оценки окружающего зависят от точности и истинности этой оценки.
Таким образом, как говорилось выше, закладываются основы когнитивного подхода к проблеме эмоций.
Слайд 11
Б.СПИНОЗА (1632-1677)
УЧЕНИЕ ОБ АФФЕКТАХ
Спиноза изучал проблемы свободы
воли и природы человеческих чувств.
Он рассматривал ненависть, гнев,
зависть и другие аффекты не как недостатки, а как тягостные, но неотъемлемые свойства человеческой природы.
Спиноза считал, что аффекты – это состояния тела , которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Мы более всего несвободны в том, чего более яро желаем (находимся под действием аффекта). Базовых аффекта 3 – удовольствие, неудовольствие, желание. Поскольку аффекты – это смутные идеи, они приносят человеку страдание. Чтобы избавиться от страдания надо сделать идею ясной.
Слайд 12
Ф.БЭКОН
(1561 -1626)
Исходным моментом любой познавательной деятельности являются чувства.
Поэтому Бэкона часто называют основателем эмпиризма - направления, которое
строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Основной принцип этой философской ориентации в области теории познания : "Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства"
Слайд 13
ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ
XIX В.
Появление первых
программ (В. Вундт, И.М. Сеченов), создание специальных научно-исследовательских учреждений:
психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выход специальных психологических журналов, образование психологических обществ и ассоциаций, эти аспекты дали начало выделению психологии в самостоятельную науку.
Программа В.Вундта:
Вундт- разработчик программы развития психологии как самостоятельной науки. Объектом изучения остается сознание. И к основным элементам сознания Вундт относил чувства. Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет 3 измерения:
Удовольствие-неудовольствие (положительные - отрицательные эмоции)
Напряжение-разряжение (напряжение - покой)
Возбуждение-торможение (энергия - вялость)
Чувства (по Вундту )— это психические элементы, которые варьируют по своему качеству и интенсивности. Чувства, особенно воля, руководит деятельностью человека, и имеет большое значение, т.к. воля направляет течение процессов познания.
Слайд 14
Одна из функций чувств по Вундту состоит в
том, что они готовят возникновение ситуативных эмоций, представляющих собой
вторую фазу развития общего чувственного процесса. Таким образом, как чувства - устойчивые отношения личности, так и чувства - элементарные эмоциональные явления, имеют отношение к возникновению находящихся как бы между ними ситуативных эмоций.
Предложенная В. Вундтом классификация эмоций получила серьезную поддержку в экспериментальных исследованиях экспрессии и семантики эмоций, однако заметного распространения в психологии она не получила. В дальнейшем создаются и другие теории.
Слайд 15
ЕВРОПЕЙСКИЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ Ф. БРЕНТАНО.
(КОНЕЦ XIX, НАЧАЛО ХХ
ВВ.)
Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки,
противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.
Согласно идеям Ф. Брентано все эмоции содержат оценочный компонент, положительный или отрицательный. Но при этом ценностные характеристики, вносимые эмоциями, могут не совпадать с моральными ценностями.
Брентано классифицировал психические феномены по интенциональной природе (по способу полагания объекта), он выделил:
-акты представления, лежащие в основе всех других;
-акты суждения, в которых нечто признаётся или отвергается;
-акты любви и ненависти (чувство и воля), определение позитивных или негативных отношения к объекту.
Брентано стал пионером европейского функционализма, разработка которого была продолжена в других трудах психологов.
Слайд 16
К. ШТУМПФ (1848-1936).
«ИНТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ»
Последователь Брентано- Карл
Штумпф также был функционалистом и предметом психологии Штумпф считал
функции (или акты).
Влияние Брентано заметно в теории Штумпфа. Он сформулировал «интенциональную теорию эмоций», которая не утратила своей актуальности и по сей день.
Он считал, что все психические состояния являются интенциональными: интеллектуальные (например, убеждения) и аффективные. Эмоции являются оценками, отсюда проистекает их утонченная выразительность, и в их основе неизбежно лежат убеждения (необходимые для различения эмоций).
Среди психических функций Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.
Слайд 17
Т. ЛИППС (1851-1914). КОНЦЕПЦИЯ ЭМПАТИИ.
Концепцию эмпатии Липпс рассматривал
в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая
предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания.
Липпс трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта - это одновременно акт наслаждения и познания. Эмпатия есть способ познания объекта - эстетического наслаждения, вчуствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним. Липпс писал: «Мы используем эмпатию для того чтобы поставить себя в состояние, психически схожее с состоянием пациента». В собственных эмоциях мы стараемся повторить переживания клиента, чтобы понять его предельно чётко и полно.
Слайд 18
АМЕРИКАНСКИЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ:
ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ К.ЛАНГЕ И У.ДЖЕМСА (КОНЕЦ
XIX В.)
В 1884 году в США и в 1885
году в Копенгагене были опубликованы две работы об эмоциях: статья философа и психолога У. Джемса и книга невропатолога-физиолога К. Ланге, которые очень быстро приобрели всемирную известность и стали точкой отсчета в создании теории эмоций.
Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим».
Н. Ланге и У. Джемс поставили себе задачу найти источник живучести эмоций, как говорил Джеймс, "в самом организме человека", и тем самым освободиться от ретроспективного подхода к человеческим эмоциям. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций - любопытства, восторга, страха, гнева и волнения.
Н. Ланге
У.Джемс
Слайд 19
В Теории Джемса-Ланге, в появлении эмоции участвуют два
компонента: физиологическое состояние, и познавательные процессы.
Теория Джемса и Ланге
сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием.
Слайд 20
ПРОБЛЕМА ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ В ПЕРИОД ОТКРЫТОГО КРИЗИСА
ХХ В.
Возникновению периода открытого кризиса в психологии послужила агрессивная
внешняя политика стран Европы, революции, Первая мировая война, массовые политические движения.
Психоанализ (10-30 гг.): Эмоции – это ключ к познанию мотивов. Инстинктивное влечение, желание, необходимость эмоциональной разрядки. Аффект - Основные понятия психоанализа. (Чувственное, эмоциональное состояние, переживаемое человеком в процессе его жизнедеятельности). Эмоции являются основным регулятором действий человека.
Источником эмоций являются биологические влечения. Контакты с внешним миром определяют также и другой результат: возникновение механизмов, ограничивающих эмоциональные реакции и придающих им законченную форму, что в отдельных случаях приводит к вытеснению некоторых эмоции из сознания. Процесс вытеснения происходит благодаря возникновению эмоции тревоги; в результате вытеснения нарушается связь некоторых эмоциональных процессов с другими сферами личности, что иногда вызывает психические расстройства (например, невротические симптомы).
Слайд 21
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В.ДИЛЬТЕЯ (1833-1911)
Переживания:
Понятие «переживание» является в
концепции В.Дильтея фундаментальным – исходным при анализе душевной жизни
человека.
Эмоции и чувства - это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится.
Слайд 22
(30-60ГГ. ХХ В.) НЕОФРЕЙДИЗМ
К.Хорни - видный представитель
неофрейдизма, описывала эмоциональное благополучие как "состояние внутренней свободы", при
котором "все способности человека полностью востребованы. Под состоянием внутренней свободы Хорни понимала освобождение от чувства тревоги, вызванной ощущением опасности, сознанием того, что тебя не любят и не ценят. Базальная тревога - основополагающая концепция Хорни, вынуждает человека отказываться от своих истинных чувств и тщательно разрабатывать стратегии психологической защиты, которые отдаляют его от истинных симпатий, антипатий, опасений и желаний.
Г.Салливан - считал, что с самого рождения человек нуждается в ласке, нежности, любви и стремится избежать тревоги и беспокойства, которые доставляет ему внешний мир. Это стимулирует человека к взаимодействию с другими людьми и к построению межличностных отношений.
Слайд 23
НЕОБИХЕВИОРИЗМ
Д. Уотсон не делал никаких различий между выработкой
эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки,
полагая, что все эмоциональные проявления являются результатом выработки классических условных рефлексов.
Б.Скиннер отстаивал описательный подход к изучению чувств. Он писал: "Мы определяем эмоции - до тех пор, пока мы хотим этого,- как слабость или силу той или иной реакции…К сожалению, ссылки на чувства или состояния ума имеют эмоциональную окраску, которой бихевиористы в своих объяснениях стараются избегать."
Таким образом, с позиции необихевиоризма , изменяя стимулы и подкрепления, можно моделировать нужное поведение, в том числе и эмоциональные реакции.
Д.Уотсон
Б.Скиннер
Слайд 24
(60-80 ГГ. ХХ В. ) ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Внутренний
мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов
не есть прямое отражение действительности, каждый воспринимает и интерпретирует объективный мир по-своему.
Роджерс полагал, что человек с рождения движим потребностью развиваться и улучшаться. При этом Роджерс признавал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы, когда они ведут себя вопреки своей природе. Люди избегают и оценивают негативно те переживания, которые препятствуют их самоактуализации.
Роджерс ввел термины: конгруэнтность - соответствие переживания его настоящему содержанию, и неконгруэнтность – неспособность точно воспринимать реальность, неспособность или нежелание точно сообщить свои чувства другому.
По мнению Роджерса, здоровый, полноценный человек понимает и осознает свои эмоции, независимо от того, выражает он их или нет. Именно поэтому Роджерс считал первой и главной характеристикой эффективно живущего человека – открытость переживанию с полной осознанностью самых глубоких мыслей и чувств.
Слайд 25
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ А. МАСЛОУ
Гуманистическая теория личности
А. Маслоу основана на мотивации и иерархии потребностей человека.
Согласно автору, негативные эмоции и чувства людей являются результатом фрустрации, неудовлетворенных основных потребностей.
Маслоу выделяет дефицитарную ,бытийную мотивации и метамотивацию. Дефицитарная мотивация связана с голодом, болью, страхом, при ее удовлетворении возникает бытийная мотивация, направленная на получение удовольствия и удовлетворения в настоящее время. Метамотивация способствует поиску положительной цели, позитивных переживаний и чувств в будущем. С метамотивацией непосредственно связаны вершинные переживания-«обобщение лучших моментов человеческого существования, счастливейших моментов жизни, экстаза, величайшей радости, блаженства».
События, которые вызывают вершинные переживания, могут быть не только радостными, но и трагическими (смертельная опасность, тяжелая болезнь, глубокая депрессия). Результатом вершинных переживаний является существенное изменение отношения к себе, другим людям, жизни, миру. Маслоу настаивал, что для самосовершенствования необходимы положительные эмоции и призывал психологов к серьезному изучению воздействия эмоций на человека. Он считал, что отрицательные эмоции и внутренние конфликты забирают энергию человека, препятствуя тем самым его эффективному функционированию и самосовершенствованию.
Слайд 26
Маслоу также добавил к списку психологических защит десакрализацию
и комплекс Ионы. Десакрализация – эмоциональное обеднение жизни, возникающее
из-за страха перед глубокими эмоциями. Комплекс Ионы – нежелание совершенствоваться из-за страха перед трудностями, боязни нового и отказа от привычного. «Благодаря» этим защитам, избегая сильных эмоций, человек обесценивает личностные ценности, слишком интеллектуализируется, не оставляя места искренним и непосредственным чувствам.
Высказывание Маслоу гласит : «На самом деле люди хороши и добры, если удовлетворены их основные потребности (в любви и безопасности)… Дайте людям любовь и безопасность, и тогда они будут давать любовь и безопасность другим, их поведение и их чувства будут более спокойными и надежными.»
Слайд 27
ПРОБЛЕМА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Симонов. Теория
смысловых образований
Ярким представителем отечественной психологии в разработке теории эмоций
явился П.В. Симонов. Он разработал информационную теорию эмоций. П.В. Симонов заключил, что мера переживания эмоции или мера «эмоционального стресса (Э) — функция двух факторов: а) значения мотивации или потребности (П) и б) разности между информацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин) и информацией, доступной субъекту (Ид).
Слайд 28
Согласно теории эмоции Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом
прагматической информации (когда Ин больше чем Ид). Именно это
вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т. д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом. Другими словами — когда Ид больше, чем Ин.
Эмоция определяет также, в самых общих чертах, последовательность действий (поведенческую программу), которая вызывается полученной информацией. Например, страх заставляет убегать или затаиться, гнев – нападать.
Можно сказать, что эмоция это психическое состояние, возникающее в результате когнитивной обработки информации, которая может быть получена извне, извлечена из памяти, или даже выдумана, нафантазирована. Эмоция регулирует количество энергии, выделенное организмом на решение задачи, связанной с полученной информацией.
Слайд 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции и чувства
представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных
областей науки. Психологи, психиатры, физиологи, философы изучали природу эмоций, но так и не пришли к единому мнению об их роли в психическом развитии, их генезисе, структуре. С давних времен до современности исследование эмоциональных процессов и чувсв не перестает быть одной из центральных проблем психологической науки. В то же время из-за многочисленных неудач при попытках объективного изучения эмоций и чувств интерес к ним несколько снизился.