Слайд 2
Детство как социально-исторический феномен
Слайд 3
Детству следует оказывать величайшее уважение.
Ювенал Децим Юний
(римский
поэт-сатирик)
Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство!
Януш Корчак
(польский писатель,
педагог, врач)
Годы детства — это прежде всего воспитание сердца.
Василий Александрович Сухомлинский
(педагог)
Слайд 4
Детство – это …
По мнению Л.Ф.Обуховой, ДЕТСТВО –
ЭТО период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и,
следовательно, функциональной зрелости.
ДЕТСТВО – ЭТО особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и в социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности.
ДЕТСТВО – ЭТО период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
ДЕТСТВО – ЭТО этап развития человека, предшествующий взрослости, характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций
(Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. высш.уч. заведений/ Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. – М.: Изд. центр “Академия”, 2002.
Слайд 5
Продолжительность детства …
В различные исторические эпохи продолжительность детства
различна. Так, продолжительность детства в первобытном обществе не равна
продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни.
Продолжительность детства – это продукт истории, подверженный изменению.
Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Исторически понятие детства связывается с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности, которые общество ему задает.
Долгое время детство считалось привилегией более обеспеченных классов общества.
Слайд 6
История детства: факты, исследования
Слайд 7
История детства: некоторые факты
КИТАЙ
Наиболее ранним текстом, выделяющим тему
внутриутробного воспитания ребёнка является диалог цзиньского Вэнь-гуна с советником,
содержащийся в Го юй (Цзинь юй, 4:24). Среди текстов царства Цинь, обнаруженных в Шуйхуди (ок. 217 года до н.э.) содержится гадательное пособие, излагающее связь даты рождения ребенка с его характером. Проблема врожденной природы человека рассматривается в трактатах Мэнцзы и Сюньцзы (эп. Воюющих Царств).
Среди манускриптов Мавандуй (ранняя Хань, открыты в 1973) содержатся тексты о родах и воспитании.
АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ
В Античной Греции детство постепенно формируется в недрах городской культуры, среди свободных граждан. Здесь впервые стали подразделять течение жизни на различные периоды (смена зубов к 7 г., половое созревание – начиная с 14 лет, появление бороды к 21 году и т.д.). Наряду с этим возникает поляризация: молодой – старый, ребенок – взрослый (Аристотель).
СПАРТА
В Спарте дети оставались в семье до 7 лет. В возрасте от 7 до 20 лет они воспитывались изолированно от семьи в подобранных по возрасту группах. Строгая организация молодых людей осуществлялась в целях военного обучения. Основные требования – субординация и повиновение старшим. Дети полностью подчинены господствующим нормам.
АФИНЫ
В демократическом городе-государстве Афины дети и молодежь получали большую свободу действий. Дети и молодые люди, преимущественно мужского пола, были освобождены от работы, занимались образованием, осваивали искусства, спортивные игры и могли развивать новые идеи, к которым взрослые относились весьма снисходительно.
Слайд 8
СРЕДНИЕ ВЕКА
В средние века городская культура, сформировавшаяся по
большей части на основе торговых поселений, становится решающей предпосылкой
для возникновения особой детской стадии в жизни человека, правда, различной в зависимости от социального положения. Специализация в области ремесла требовала изменения сроков обучения; рыцарство тоже нуждалось в продолжительной, достаточно разносторонней подготовке (умение сражаться, слагать и петь баллады и т.п.). Жизнь низших слоев общества не оставляла места для детства.
Слайд 9
ФИЛИПП АРЬЕС
(фр. Philippe Ariès,
21 июля 1914, Блуа — 8 февраля 1984, Париж) — французский историк, автор
работ по истории повседневности, семьи и детства.
Ребенок и
семейная жизнь при старом порядке
Книга, вышедшая во Франции в 1960 году является одной из наиболее важных работ по истории детства, так как по существу была первой значительной работой посвящённой этому вопросу.
В своей работе Арьес выдвигает тезис о том, что в средневековом обществе, идеи детства как таковой не существовало. Отношение к детям развивалось с течением времени по мере изменения экономической и социальной ситуации. Детство как понятие и как специфическая роль в семье возникает в 17 веке.
Слайд 10
Ф.Ариес. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке
Слайд 11
Исследование Ф.Ариеса.
Ребенок в живописи
«Средневековое искусство примерно
до ХІІ века не касалось темы детства и не
пыталось его изобразить. Трудно было бы представить, что пробел этот существует по причине отсутствия опыта или художественного мастерства. Скорее, в том мире не было места для детства”.
Слайд 12
Изображение ребенка в уменьшенном масштабе
(ребенок=маленький взрослый)
Слайд 13
Детские образы в живописи ХIII века встречаются лишь
в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое
дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи.
Слайд 16
ПУ́ТТИ (итал. putti — "детишки, малыши", от putto
— "младенец"; лат. putillus — "маленький мальчик, крошка") —
изображение маленьких обнаженных мальчиков в ренессансном и классическом искусстве, восходящее к античным эротам или купидонам.
Лука делла Роббиа. Путто с гирляндой. Около 1480 г. Майолика. Флоренция, Барджелло
А. Верроккьо. Путто (гений) с дельфином. Около 1470 г. Бронза. Деталь фонтана дворика Палаццо Веккьо во Флоренции (копия, оригинал в Музее Палаццо Веккьо). Фонтан установлен в 1560 г. по проекту Дж. Вазари; см. т. 10, рис. 70.
Слайд 18
Ребенок в светской иконографии
От религиозной иконографии детства отделится
в XV-XVI веках светская иконография. Ребенок еще не появляется
на изображениях один. … Ребенок становится одним из самых частых героев маленьких историй: ребенок в семейном кругу; ребенок и его товарищи по игре; ребенок в толпе; присутствует при чуде, участвует в праздничной службе; .. Ребенок – подмастерье художника, ювелира и т.д.; ребенок в школе …
Слайд 21
Из книги Ф.Ариеса:
Душу перестанут представлять в виде ребенка
в XVII веке, когда ребенка начнут изображать ради него
самого, когда портреты живых и умерших детей станут встречаться чаще.
Появление в XVI веке портрета умершего ребенка отмечает очень важный момент в истории чувств.
Слайд 22
портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в
детском возрасте:
инфанты Д.Веласкеса
Инфанта Маргарита, 1654, Художественно-исторический музей, Вена
Инфанта Маргарита
Австрийская, 1660, Музей Прадо, Мадрид
Инфант и инфа́нта (исп. infante, порт. infant, от лат. infans — дитя) — титул принцев и принцесс королевских домов Испании и Португалии (до ликвидации португальской монархии в 1910 году ), кроме наследников престола.
Диего Веласкес - Портрет инфанта Филиппа Проспера.
Слайд 23
В XVII в., как отмечает Ф.Ариес, в семейную
жизнь внедряется идея рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине.
Функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни берет на себя школа, которая и выводит детство за пределы 2-4 лет родительского воспитания в семье.
Упорядоченная структура школы, регулярные переходы из класса в класс способствовали дальнейшей дифференциации детства.
В XVII в. граница между ребенком и взрослым становится ощутимее.
XIX век Ариес называет привилегированным веком детства.
Слайд 24
Ллойд Демоз
В соответствии со своими идеями Л.Демоз
подразделяет всю историю детства на 6 периодов, каждому из
которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.
Lloyd deMause; род. 19 сентября 1931, Детройт) — американский историк и психолог, один из основателей психоистории.
Слайд 25
Периоды истории детства (по Л.Демозу)
1. ИНФАНТИЦИДНЫЙ (infanticide [in'fæntisaid]
– детоубийство) стиль (с древности до четвертого века нашей
эры) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которым удалось выжить, становились жертвами насилия.
2. БРОСАЮЩИЙ СТИЛЬ (с четвертого по тринадцатый века). С признанием культурой у ребенка души инфантицид снижается. Однако родители стремятся избавиться от ребенка. Главное средство избавления от детей – оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Ребенка отдают кормилице, либо в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо заброшенным и угнетенным держат в собственном доме.
3. АМБИВАЛЕНТНЫЙ СТИЛЬ (с четырнадцатого по восемнадцатый века) характеризуется тем, что ребенку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей. Его уже окружают вниманием, но еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи – “лепка” характера ребенка, как бы сделанного из мягкого воска или глины. Если он сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, “выколачивая” своеволие.
Слайд 26
4. НАВЯЗЧИВЫЙ СТИЛЬ (восемнадцатый век). Родители становятся к
ребенку гораздо ближе, его уже не считают простым объектом
физического ухода или непонятным и опасным существом. Однако навязчивое стремление контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка усиливают конфликты отцов и детей.
5. СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ (девятнадцатый – середина двадцатого века) характеризуется тем, что целью воспитания становится не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировка его воли, подготовка к будущей самостоятельной жизни. Однако ребенок мыслится скорее объектом, чем субъектом социализации.
6. ПОМОГАЮЩИЙ СТИЛЬ (середина двадцатого века) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько “дисциплинировать” или формировать его личность, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда стремление к эмоциональной близости с детьми, пониманию, эмпатии, вниманию к творческим проявлениям личности.
Периоды истории детства (по Л.Демозу)
Слайд 27
Януш Корчак
Януш Корчак (Janusz Korczak; настоящее имя
Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878, Варшава - 6 августа
1942, Треблинка) - польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения.
Как любить ребёнка
Право ребёнка на уважение
Король Матиуш Первый
Король Матиуш на необитаемом острове
Слава
Когда я снова стану маленьким
Ёськи, Моськи и Срули (Лето в Михалувке)
ДНЕВНИК
http://www.jerusalem-korczak-home.com/y.k/yk.html
Слайд 28
Януш Корчак. Отрывок из книги
Право на уважение
Есть как
бы две жизни: одна — важная и почтенная, а
другая — снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Что они еще только будут, что потом начнут по-настоящему, что всерьез это лишь в будущем. А пока милостиво позволяем им путаться под ногами, но удобнее нам без них.
Нет! Дети были, и дети будут. Дети не захватили нас врасплох и ненадолго. Дети — не мимоходом встреченный знакомый, которого можно наспех обойти, отделавшись улыбкой и поклоном.
Дети составляют большой процент человечества, населения, нации, жителей, сограждан — они наши верные друзья. Есть, были и будут.
Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст — долгие, важные годы в жизни человека.
Слайд 29
Рекомендуемая литература
Людмила Филипповна Обухова - доктор психологических наук,
профессор МГУ и МГППУ, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета
психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета (с 1999 г.).
Слайд 30
Рекомендуемая литература
Как ребенок осваивает пространство окружающего мира?
Чего
он боится дома и в незнакомом месте?
Почему детей
привлекает свалка?
Зачем дети делают «тайники» и «секреты», строят «штабы» и ходят в «страшные места»?
Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в пятом, юбилейном, издании психологического бестселлера Марии Осориной Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд.
Оригинальность подхода, психологическая компетентность и удивительная наблюдательность автора помогут понять всю сложность задач, которые приходится решать маленькому человеку, исследующему мир взрослых и создающему собственный мир. Книга адресована всем, кто занимается детьми: психологам, педагогам, воспитателям, но прежде всего — родителям.
Мария Владимировна Осорина (род. 6 декабря 1950) — российский психолог, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества.
В работах Осориной развиваются взгляды Жана Пиаже, рассматриваются традиции детской субкультуры с точки зрения их функциональной роли в развитии психики ребёнка.
Слайд 31
Рекомендуемая литература
Книга Вайолет Оклендер "Окна в мир ребенка.
Руководство по детской психотерапии" основана на многолетнем опыте работы
с детьми и подростками. В ней рассматриваются подходы к проникновению во внутренний мир ребенка, типичные для детства проблемы и особенности поведения. Подробно описаны технические приемы, дающие возможность проявиться фантазии ребенка: рисование, поделки, сочинение рассказов, стихов. Автор исследует сенсорный опыт ребенка, кинестетику, сновидения. Рассматривается психотерапевтический процесс в целом и различные психотерапевтические техники. Описываются специфические проблемы поведения: агрессия, страх, аутизм, гиперактивность и отчуждение. Оцениваются взаимоотношения в группе, в семье, взаимодействие со взрослыми. Рассматриваются проблемы школы и обучения.
Книга Вайолет Оклендер "Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии" представляет интерес для психологов, психотерапевтов, воспитателей, педагогов, родителей и всех, кто интересуется психологией ребенка и взаимоотношениями с детьми.