Слайд 2
1.Возникновение психики в филогенезе
Слайд 3
Когда возникает психика? Есть ли «душа» у растений?
С чем связано важнейшее для существования человеческого рода событие
- пробуждение сознания? Казалось бы, обсуждая проблемы такого рода, мы вступаем в область философского знания. Действительно, большинство направлений современной западной психологии избегают дискуссий о возникновении психики в филогенезе, принимая ее существование как данность.
Можно указать четыре традиционных позиции, которые характеризуют момент перехода от непсихической формы отражения к психической. Первая позиция — это панпсихизм. Учение о панпсихизме, т.е. всеобщей одухотворенности природы, разделяли многие мыслители, например греки Гераклит и Анаксагор. На заре становления психологии как самостоятельной науки эту точку зрения отстаивал и создатель психофизики Фехнер.
Слайд 4
Второй позицией в данном вопросе является позиция биопсихизма,
которая признает психику свойством не всякой, а только живой
материи. Среди представителей биопсихизма можно назвать В. Вундта. Третьей позицией является нейропсихизм, который признает наличие психики лишь у организмов, обладающих нервной системой. В данном случае психика однозначно связывается с нервным субстратом. Сторонником нейропсихизма был, например, Ч. Дарвин. И, наконец, максимально узкое решение вопроса предлагает антропопсихизм, который связывает возникновение психики с появлением человека. Очевидно, что с точки зрения антропопсихизма психики лишены не только растения, но и животные. Выдающимся мыслителем, который считал душу прерогативой человека, был Р. Декарт. Однако ни одна из перечисленных выше точек зрения не может ; быть признана удовлетворительной на современном этапе развития психологии, так как не объясняет причин возникновения психики.
Слайд 5
В рамках деятельностного подхода, развиваемого российской ; психологией
и опирающегося на диалектическую философскую традицию, сформировалось убеждение о
необходимости установления «точки отсчета», с которой ведет свою историю предмет психологии. А сама психика рассматривается как исторический феномен. «Психика, психические явления не существуют как нечто изначально данное. Они имеют историю своего возникновения, историю своего развития, в ходе которого приобретают те формы, которые мы знаем сейчас», — пишет А.Н. Леонтьев.
Слайд 6
Предлагаемый А.Н. Леонтьевым критерий психики не является структурным
(например, наличие нервной системы), а является функциональным (организм должен
быть способен справиться с задачей, для решения которой необходима психика). На первый взгляд, выглядит парадоксальным тот факт, что отечественная традиция, безусловно, признавая психику атрибутом живой материи, не считает необходимой для реализации простейших форм психического нервную систему. Другими словами, психика существует в пире живой природы не только до появления человека, но и до появления в ходе эволюции нервной системы и мозга.
Слайд 7
Отечественная психология усматривает главный «двигатель» становления психики в
особенностях жизнедеятельности живых существ: психическая функция зарождается на имеющемся
морфологическом субстрате для обеспечения решения новых жизненных задач, а затем, усложняясь, формирует новые органы. Очевидно, что наиболее совершенным органом, обеспечивающим функционирование психики, является мозг человека.
Слайд 8
А.Н. Северцов различает два способа приспособления организмов к
среде. Первый способ заключается в постепенном изменении строения и
функционирования органов. Например, в ходе эволюции плавники рыб приспосабливаются к передвижению по суше, и из них образуются лапы.
Второй способ заключается в изменении поведения. Причем одни формы поведения приобретаются медленно, поколения в поколение (инстинктивное поведение), а другие —стремительно, в течение жизни животного (индивидуальное научение). Именно второй способ адаптации к среде связан с необходистью существования психики.
Слайд 9
2. Проблема объективного критерия возникновения психики. Раздражимость и
чувствительность
Слайд 10
Казалось бы, проще всего узнать о наличии психики,
обратившись с вопросом к ее носителю. Однако, как мы
увидим далее, данные самонаблюдения могут помочь нам обнаружить те или иные психические явления только в том случае, когда мы говорим о высших формах психики: сознании и самосознании. Если же мы хотим знать о психике в целом, то, по словам Гегеля: «У животных есть а, но душа эта не открывает им самое себя».
Слайд 11
То есть, во-первых, не можем спросить у животного,
какое психическое состояние испытывает. Во-вторых, несмотря на то, что
психика животных успешно выполняет функцию их ориентировки в мире, она настолько отлична от нашей, что даже если бы животные вдруг «заговорили мы бы не смогли понять, что и как они переживают. На дочеловеческой стадии развития психики нет оснований говорить о «внутренней картине мира», которую мы привычно представляем, рассуждая о психике и душе. В связи с этим встает проблема поиска объективного, внешнего критерия наличия психики как таковой, а не только психики человека.
Слайд 13
По А.Н. Леонтьеву, граница между миром психического и
миром непсихического проходит между двумя типами реагирования органа: раздражимостью
и чувствительностью. Раздражимость — это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия. Раздражимость представляет собой фундаментальное свойство живой материи, так как вписывает живые существа в контекст необходимых для их выживания стимулов (если бы животные не поглощали пищу и не предпринимали попыток покинуть непосредственно угрожающую их жизни среду, они бы просто вымерли). Например, подсолнух двигается вслед за солнцем, поглощая, таким образом, максимальное количество солнечной энергии, необходимой успешного протекания процесса фотосинтеза (такие движения называют тропизмами.
Слайд 14
Однако, по Леонтьеву, подсолнух не обладает психикой, так
как он может реагировать исключительно на раздражители (в данном
случае свет), которые удовлетворяют его биологическую потребность в энергии света. Класс раздражителей, которые напрямую удовлетворяют биологическую потребность, называют биотическими. Однако подсолнух не может научиться реагировать на другой класс раздражителей, которые сами по себе не удовлетворяют потребности, но сигнализируют о биологически значимых объектах. Даже если вы тысячи раз будете сочетать освещение цветка с определенным звуком, вам не удастся «научить» его заранее поворачиваться в сторону звука, за которым последует освещение.
Слайд 15
В качестве объективного критерия возникновения психики А.Н. Леонтьев
выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия.
Эта способность открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые не были запрограммированы генетически, т.е. к прижизненному научению. Эта способность, в отличие от раздражимости, была названа чувствительностью. Таким образом, психика возникает тогда, когда появляется минимальная возможность научения.
Слайд 16
Реакция на нейтральные воздействия формируется в связи с
тем, что они находятся в устойчивой связи с биологически
значимыми воздействиями и являются их сигналами. Здесь важна именно характеристика устойчивости связи между биотическими и абиотическими раздражителями. Каждый объект реальности обладает целым «веером» свойств, часть из которых полезна (или вредна) для организма, а часть — нейтральна. Обладающий чувствительностью организм получает преимущество в ориентировке в окружающей среде.
Слайд 17
Он может реагировать на биотический стимул не только,
когда «он уже здесь», но и предсказывать его появление.
Так, сигналом пищи может быть шорох, форма, цвет и размер объекта и т.д. Сигналом повышения температуры — свет, сигналом опасности — запах. Другими словами, обретение психики, понятой как чувствительность, дает возможность действовать, опираясь не на одно, а на множество параметром мира, что, конечно, существенно обогащает функционирование организма. Только с появлением чувствительности оформляется поведение в собственном смысле этого слова. Поведение, таким образом, также связывается с простейшей формой научения.
Слайд 18
Гипотеза А.Н. Леонтьева о чувствительности как объективном критерии
наличия психики позволяет снять методологическую проблему, описанную нами в
начале этого параграфа. Объективный критерий психики дает ключ к локализации момента появления психики на линии эволюции. Однако психика даже в своих самых ранних формах должна характеризоваться не только объективно, но и иметь субъективную представленность. По А.Н. Леонтьеву, субъективным критерием психики является ощущение.
Слайд 19
В отличие от А. Н. Леонтьева С. Л.
Рубинштейн считал первичной субъективной формой психического эмоцию. Развивая свою
теорию, А.Н. Леонтьев снял данное противоречие, предположив, что на начальных ступенях эволюции психики ощущение и эмоция составляют единое неделимое целое. «Первоначальные формы чувствительности, в отличие от того, «что мы имеем в виду под ощущениями в обыденной жизни, не отделены от «чувствований» «аффектов»...
Слайд 20
Там нет деления на состояния, вызываемые объектом, которые
мы называем «чувствованиями» и «воспринимаемыми» свойствами этого объекта. В
первоначальной форме чувствительность в смысле «ощущения» и чувствительность в смысле «чувствования» слиты друг с другом. В широком смысле «чувственное» означает эмоционально-сенсорное, эмоционально окрашенное сенсорное отражение», — суммирует А.Н. Леонтьев результат компромисса с точкой зрения СЛ. Рубинштейна.
Слайд 21
Заключение:
Психика выполняет в жизни субъекта ориентировочно-регулирующую функцию, т.е.
решает задачи
1) отражения мира, в котором субъект действует.
2) регуляции на основе полученного образа мира деятельности субъекта.
Психика появляется одновременно с деятельностью и субъектом как носителем этой деятельности. В этом смысле нельзя говорить, что психика порождается деятельностью — она сама есть сторона этой деятельности.