Слайд 2
Приступая к части 3, выберите одно из трёх
предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный
развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.
Обратите внимание!
Слайд 3
За выполнение всей экзаменационной
работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 15баллов.
Обратите внимание!
Слайд 4
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
Слайд 5
Цели:
- выстроить алгоритм работы над сочинением на лингвистическую
тему;
- написать текст данного типа.
Слайд 6
Общие правила написания сочинения-рассуждения
1. Тезис (положение, которое необходимо
доказать)
2. Аргументы (доказательства, примеры).
3. Вывод.
Каждая часть сочинения пишется
с красной строки.
Слайд 7
Вам придется рассуждать о различных лингвистических
понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах,
глаголах, суффиксах и объяснять их роль в тексте.
Лингвистика ( от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Слайд 8
Формулировка задания 15.1
Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.М. Пешковского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 9
ТЕЗИС
«У каждой части речи свои достоинства»
части речи
Слайд 11
Достоинство —
важность, значение, качество, сила, авторитет.
Слайд 12
Имена существительные называют слова со значением предметности, которые
имеют независимые грамматические категории
рода, числа, падежа, одушевлённости и
неодушевлённости.
Слайд 13
Имя существительное
– это самостоятельная часть речи, которая обозначает
предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Общее грамматическое значение
существительного.
Слайд 14
Глагол
– это самостоятельная часть речи, которая объединяет все
слова, выражающие значение действия, движения, процесса в грамматических формах
времени, вида, наклонения, лица и залога.
Слайд 15
Какие действия можно передать глаголом?
Слайд 16
ГЛАГОЛ
Действие может совершаться длительное время: мечтать, слушать, танцевать.
Действие
давно прошедшее:
замирал, уходил
Начало действия: запеть, заговорить,
зазвенеть.
Действие, ограниченное во
времени:
поговорить, порезвиться, попеть
Конец действия: дорисовать, доиграть,
додумать.
Слайд 18
(1)На столе в комнатушке
лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой
папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.
(2)«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы.
(3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.
(6)Кем я только не был! (7)И Филиппком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся.
Слайд 19
(8)А я улыбался и въявь, и в своём
воображении и, как маленький Филиппок, утирал мокрый от волнения
лоб большой шапкой, нарисованной на картинке. (9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории. (10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
(13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой. (По А.А. Лиханову)*
∗Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Слайд 20
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему главный герой оказывался в
другой жизни?»
1) Ему нравилось путешествовать по городам.
2) Он отступал с последними коммунарами, прятался в проходных дворах.
3) Школьник был сыном Гвидона.
4) Сочиняя исправленные сюжеты, воображение уносило героя в другую жизнь.
Ответ: ___________________________.
Слайд 23
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
1. Тезис. Ключевые слова. Объяснение высказывания.
2.
Первый пример на основе прочитанного текста.
3. Второй пример
на основе прочитанного текста.
4. Вывод.
Должно быть 4 абзаца!
Объём сочинения не менее 70 слов.
Слайд 24
ШАГ ПЕРВЫЙ
Начать сочинение можно словами автора высказывания.
Фамилию автора
высказывания и само высказывание пишем без ошибок!
Абзац!
Слайд 25
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского:
«У каждой части речи свои достоинства».
Выдающийся лингвист А.М.Пешковский писал:«У каждой части речи свои
достоинства». Давайте разберёмся в смысле данного афоризма. В предложенном тексте А.А. Лиханова говорится о том, как мальчик «одевал» книги, ремонтируя их. Понять исходный текст помогают части речи. Все части речи, существующие в языке, важны, у каждой из них свои функции. Докажем данный тезис на примере двух частей речи – существительного и глагола.
Слайд 27
ШАГ ВТОРОЙ
Работа над аргументами.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Слайд 28
ШАБЛОНЫ
Например, в предложении № …..
Чтобы подтвердить
сказанное, обратимся к предложению…
В качестве примера приведу предложение…
текста.
Рассмотрим предложение. В нём…
Проиллюстрировать это можно на примере … предложения.
В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения №…
Аргументом является и предложение №…..
Слайд 29
(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги,
и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами
и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.
Действие может совершаться длительное время: мечтать, слушать, танцевать.
Слайд 30
ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ
Например, в предложении №1автор использует
глаголы неопределённой формы. Мальчику пришлось долго «склеивать», «прикреплять», «укреплять»,
«обёртывать» и «приклеивать», чтобы вернуть новую жизнь книге.
Слайд 31
(3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали
на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока
что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.
Какое явление, выраженное именем существительным, повторяется в каждом предложении?
Слайд 32
ВТОРОЙ АРГУМЕНТ
Автор использует отвлечённое
существительное «тишина» в каждом предложении третьего абзаца. Данная часть
речи раскрывает образную картину состояния главного героя.
Слайд 33
ШАГ ТРЕТИЙ
Таким образом, прав был …., утверждавший,
что «язык…»
Таким образом, утверждение ….. справедливо.
Итак, предложенное для
анализа высказывание справедливо.
Слайд 34
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста
А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства».
Слайд 35
ВЫВОД
Таким образом, мы убедились в том , что
«каждая часть речи имеет свои достоинства».
Слайд 36
Вариант сочинения – рассуждения (15.1)
Выдающийся лингвист А.М.Пешковский писал:«У каждой
части речи свои достоинства». Давайте разберёмся в смысле данного афоризма. В предложенном тексте А.А. Лиханова говорится о том, как мальчик «одевал» книги, ремонтируя их. Понять исходный текст помогают части речи. Все части речи, существующие в языке, важны, у каждой из них свои функции. Докажем данный тезис на примере двух частей речи – существительного и глагола.
Например, в предложении №1автор использует глаголы неопределённой формы. Мальчику пришлось долго «склеивать», «прикреплять», «укреплять», «обёртывать» и «приклеивать», чтобы вернуть новую жизнь книге.
Автор использует отвлечённое существительное «тишина» в каждом предложении третьего абзаца. Особая тишина библиотеки влияет на состояние главного героя.
Таким образом, мы убедились в том , что «каждая часть речи имеет свои достоинства».
Слайд 37
Обратите внимание!
Медленно прочитайте своё сочинение. Проверьте:
- правильно ли
разделён текст на абзацы;
- не нарушена ли логика, связь
слов;
- нет ли ошибок (орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических);
- перепишите сочинение на чистовик аккуратным, разборчивым почерком.
Слайд 38
А теперь подберите аргументы самостоятельно!
Слайд 39
(6)Кем я только не был! (7)И Филиппком
из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом
замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филиппок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке. (9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории. (10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений..
Слайд 40
(13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои,
наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня
при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.