Слайд 2
Алексей Николаевич Толстой
(1883–1945)
«Петр Первый» А. Н. Толстого
как
исторический роман.
Образ Петра I.
Становление личности в эпохе.
Слайд 3
Цель урока: 1. Углубление понятия об историческом романе.
2.
Показ становления личности Петра I в эпоху коренных
преобразований.
3. Помощь
учащимся в составлении собственного мнения о лич
ности Петра I как государственного деятеля, вызванного к
жизни исторической необходимостью.
4. Продолжение работы над языком художественного произведе-
ния; показать художественное своеобразие романа А.Н.Толстого.
5. Помочь учащимся ощутить патриотический пафос романа.
Слайд 4
Основные этапы урока
1. Понятие историзма. «Петр I» А.Н.Толстого
как исторический роман.
2. Петр I и его эпоха в
русской истории и литературе. Литературная традиция.
3. Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого. Становление личности
Петра как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической
необходимостью.
Слайд 5
http://ruslit.traumlibrary.net/page/tolstoyan_t.html
Слайд 7
Наползают медные тучи,
А из них вороны грают.
Отворяются в
стене ворота.
Выезжают злые опричники,
И за рекой трубы играют…
Взмесят кони
и ростопель
Кровь с песком горючим.
Вот и мне, вольному соколу,
Срубят голову саблей
Злые опричники.
Слайд 8
Алексей Толстой. Гении и злодеи
https://www.youtube.com/watch?v=N89pCOZNIlo
Слайд 9
«Пётр Первый»
Чтобы понять тайну русского народа, его
величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу
историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывается русский характер.
А.Н.Толстой
Становление личности в исторической эпохе – вещь
очень сложная. Это одна из задач моего романа.
А.Н.Толстой
Слайд 10
Работа с учебником стр. 45
Историзм — литературоведческое понятие,
обозначающее, как одно из важных свойств художественной литературы, ее
способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи, его обусловленность жизнью.
Термин «И.» применяется в двух смыслах:
l. B широком смысле И. присущ всем истинно художественным произведениям, независимо от того, изображают ли они современность или далекое прошлое. Примером могут служить баллада «Песнь о вещем Олеге» и роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.
2. И.— понятие, сложившееся в литературе XIX века для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразие более или менее отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей. Иначе говоря, писатель стремится подойти к прошлому исторически. Этот новый подход проявляется в создании так называемых исторических жанров. основоположник исторического жанра в русской литературе. А. С. Пушкин дал новую, реалистическую трактовку проблемы И.: это не просто красочный местный колорит и широкая панорамность изображения («срез» эпохи в разных социальных сферах), но и внимание к социальной борьбе, понимание на-
рода как важнейшей исторической силы. В этом отношении особенно важна
«Капитанская дочка», где характеры героев мотивируются логикой их классовых интересов, где с глубочайшей симпатией нарисован вождь восставшего народа Емельян Пугачев.
Слайд 12
Петр I и его эпоха
в русской истории
и литературе
XVIII веке, в эпоху классицизма, господствовала героически-
одическая тональность:
поэма Ломоносова
«Петр Великий»,
стихи, прославляющие царствование Петра (Тредиаковский, Сумароков, Херасков, Державин)
Слайд 13
Петр I и его эпоха
в русской истории
и литературе
В XIX веке оценки деятельности Петра разделились. Пушкин
воспринимал деяния царя как подвиг, хотя уже в «Медном всаднике» противопоставил Петру как символу силы и величия маленького человека. Пушкин же одним из первых задумывается о противоречиях петровских преобразований:
«Достойна удивления разность между государственными учреждениями
Петра Великого и временными его указами. Первые — суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые — нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, — вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика».
Слайд 14
Лев Толстой, начав писать роман об эпохе Петра
«Петр I», , отбросил работу, так как возненавидел личность
царя, «благочестивейшего разбойника, убийцы».
А. Н. Толстой: «На Петра Первого я нацеливался давно,— еще с начала февральской революции. Я видел все пятна на его камзоле,— но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане».
Слайд 15
Историзм Алексея Толстого
Впервые А. Толстой изобразил своего
героя в
рассказе «День Петра» (1918).
Слайд 16
Образ Петра I. Становление личности в эпохе
Слайд 17
Если эпоха переломная, Россия стоит на распутье,
то
что требуется
прежде всего?
Слайд 18
Милославские и Нарышкины, между которыми происходит
борьба после смерти
царя Федора Алексеевича, - думали ли они о преобразованиях,
мог ли кто-то из них стать реформатором?
Слайд 20
" И все пошло по-старому. Ничего не случилось.
Над Москвой, над городами, над сотнями уездов ... кислые
столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" - после победы Милославских;
но вот победили Нарышкины:
"...стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"
Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис - одна от них радость"
Слайд 21
«Про Петра ходили разные слухи, и многие полагали
на него всю надежду. Россия — золотое дно —
лежала под вековой тиной... Если не новый царь поднимет жизнь, так кто же?» (Кн. 1, IV, 23)
Борис Алексеевич Голицын говорил Наталье Кирилловне: «Доброго ты сына родила, умнее всех окажется, дай срок. Глаз у него не спящий». (Кн. 1, гл. III, 5)
Слайд 22
Необходимость преобразований
«…Грабили на дорогах, на мостах, в тёмных
переулках. Толпами искалеченные воины тянулись на московские базары.»
«Но не
сытно было и в Москве… Всё стало дорого. Денег ни у кого нет. Хлеб привозили - с мусором, мясо червивое…Озлобленно, праздно, голодно шумел огромный город.» (Кн.1, глава 3,8).
Слайд 23
Необходимость преобразований
«И вот - ночь без сна…Удивить-то он
удивил, а что ж из того? Какой была –
сонной, нищей, непроворотной, - такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, у сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза…Люди вы или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье, подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?
Чёрт привёл родиться царём в такой стране!» (Кн.1, глава 5,15.)
Слайд 24
А. Толстой признавался: «В моем романе центром является
фигура
Петра I.
Остальные фигуры, сопутствующие ему, по мере
важности, описываются со все меньшим количеством деталей и со все меньшей ясностью...»
Слайд 25
В вопросе о национальной самобытности Петра А. Н.
Толстой стоял на позициях революционных демократов, в частности Н.
Добролюбова, которому принадлежит следующее высказывание: «Петр является в нашей истории как олицетворение народных потребностей и
стремлений, как личность, сосредоточившая в себе те желания и те силы, которые по частям рассеяны были в массе народной».
Слайд 30
«В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его
душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы
дать движение, вскрывающее психологию».
«Внутренний жест» - приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя.
Слайд 31
Пример использования глаголов для передачи горячности, вспыльчивости Петра:
«Пётр
рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой,
спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»
Слайд 32
Какую роль в становлении Петра как преобразователя России
сыграли
азовские походы?
«В молодом царе не ошиблись: он оказывался именно
таким человеком, какого ждали. От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали - другой человек, зол, упрям, деловит» (глава VII, ч.1).
«В два года должны флот построить, из дураков стать умными», - беспрекословно заявляет Петр. Он человек не только слова, но и дела. Флот был построен. Азов был взят. «В первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву».
Слайд 35
Почему Петр, а не Голицын смог стать преобразователем
Рос-
сии? Что сближает Голицына и Петра? Что отличает их?
Почему Голицын, европейски образованный человек, мечтающий о преобразовании России, оказывается в лагере противников Петра?
Действия Голицына суетливы, действия Петра уверенны и решительны. Василий Голицын выступил на стороне стрельцов и Софьи, чем предрешил свою судьбу. Ему не хватало настойчивости, решимости, силы воли, активности - тех черт, которые присущи Петру.
Слайд 36
Еще Пушкин определил задачи произведения, основанного на историческом
материале: оно должно отражать "судьбу человеческую, судьбу народную".
На пути
к преобразованиям Петр видит свою опору в народе. Петр ценил людей не за звания и титулы, а за талантливость, умения, сноровку и трудолюбие.
В романе Петр говорит: «Русский мужик умен, смышлен, смел... А с ружьем страшен врагу».
Слайд 38
Стрелецкий бунт
В. И. Суриков Утро стрелецкой
казни
Слайд 39
«Здесь будет город заложен…»
Автор романа "Петр Первый" решает
для себя проблему взаимоотношений народа и власти однозначно. Он
отрицает насилие государства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.
Слайд 40
"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех
тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катимся..."
Сопротивлялся
и народ - "мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.
Слайд 41
Восстание на Дону под предводительством Булавина
Взятие Царицына войсками
Булавина
Слайд 43
Путешествуя по Европе, Петр слышал ужасающие рассказы о
нем, и однажды, при встрече с правительницей немецкого княжества
курфюрстиной Софьей, не выдержал:
«...Так вы не верьте... Больше всего люблю строить корабли...Люблю море и очень люблю пускать потешные огни. Знаю четырнадцать ремесел, но еще плохо, за этим сюда приехал... А про то, что зол и кровь люблю, — врут...» (1-я книга, 7-я гл.)...
Слайд 44
Выводы:
интерес к образу Петра Толстой пронёс через всё
творчество;
взгляды автора на роль петровских преобразований претерпевали изменения;
в романе
«Пётр Первый» Толстой показал становление личности Петра и необходимость преобразований;
в романе отражена противоречивость деятельности Петра;
наиболее значимыми при создании образа Петра стали следующие художественные средства: «внутренний жест», приём контраста, речевая характеристика.
Слайд 45
Благо или Зло принес России Петр I?
Можно согласиться
с русским философом и историком
XIX века Алексеем Степановичем Хомяковым:
«Явился
Петр, и по какому-то странному инстинкту души высокой, обняв одним взглядом все болезни отечества, постигнув прекрасное и святое значение слова государство, он ударил по России как страшная, но благодетельная гроза. Удар по сословию судей-воров; удар по боярам, думающим о родах своих и забывающим родину; удар по монахам, ищущим душеспасения в келиях и поборов по городам, а забывающим церковь и человечество, и братство христианское…
Много ошибок помрачают славу преобразователя России, но ему остается честь пробуждения ее к силе и сознанию силы».
(«О старом и новом»,1839)
Слайд 46
Анализ эпизода
Книга 1, глава 7, 4.
Приятным ветром наполняло
четыре больших прямых паруса на грот- и фок-мачтах и
два прямых носовых – на конце длинного бушприта… Чуть навалившись на левый борт, корабль “Святой Георгий” скользил по весеннему солнечному, серому морю. Кое-где, окруженные пеной, виднелись хрупкие льдины. На громоздкой, как башня, корме вился бранденбургский флаг. Палуба корабля была чистая, вымытая, блестела начищенная медь. Веселая волна ударяла о дубового Нептуна, на носу под бушпритом взлетала радужной пылью.
Петр, Алексашка Меньшиков, Алеша Бровкин, Волков и хилый, с подстриженной бородой, большеголовый поп Битка – все одетые в немецкое, серого сукна, платье, в нитяных чулках и юфтовых башмаках с железными пряжками – сидели на свертках смоляных канатов, курили в трубках хороший табак.
Петр, положив локти на высоко задранные колени, веселый, добрый, говорил:
- Фридрих, курфюрст бранденбургский, к коему плывем в Кенигсберг, свой брат, - поглядите, как встретит…Мы ему вот как нужны… Живет в страхе: с одной стороны его шведы жмут, с другой – поляки… Мы это все уже разузнали. Будет просить у нас военного союзу – увидите, ребята.
- Это тоже мы подумаем, - сказал Алексашка.
Петр сплюнул в море, вытер конец трубки о рукав:
- То-то что нам этот союз ни к чему. Пруссия с турками воевать не будет. Но, ребята, в Кенигсберге не озорничайте – голову оторву… Чтоб о нас слава не пошла.
Поп Битка сказал с перепойной надтугой:
- Поведение наше всегда приличное, нечего грозить… А такого сану – курфюрст – не слыхивали.
Алексашка ответил:
- Пониже короля, повыше дюка – получается курфюрст. Но, кА-нечешно, у этого – страна разоренная, перебивается с хлеба на квас.
Алешка Бровкин слушал, разинув светлые глаза и безусый рот… Петр дунул ему в рот дымом. Алеша закашлялся. Засмеялись, стали пихать его под бока… Алеша сказал:
- Ну, чаво, чаво… Чай, все-таки боязно, вдруг это мы – и к ним.
На них, балующих среди канатов, с изумлением посматривал старый капитан, финн. Не верилось, чтобы один из этих веселых парней – московский царь… Но мало ли диковинного на свете…
С левого борта вдали плыли песчаные берега. Изредка виднелся парус. На запад за край уходил полный парусов корабль. Это было море викингов, ганзейских купцов, теперь – владения шведов. Клонилось солнце. “Святой Георгий” отдал шкоты и фордевиндом, мягко журча по волнам, плыл к длинной отмели, отделяющей от моря закрытый залив Фришгаф. Вырос маяк и низкие форты крепости Пиалу, охранявшей проход в залив. Подплыв, выстрелили из пушки, бросили якорь. Капитан просил москвитов к ужину.