Слайд 9
Как же случилось, что у нас появилась Снегурочка,
это живое олицетворение «юности и первой любви»?
Почему образ Снегурочки
встречается только в России?
Благодаря кому, эта девушка стала знаменита и любима нашим народом?
Слайд 10
Образ Снегурочки волновал писателей, композиторов, художников. И во
многом благодаря им образ Снегурочки вошёл в нашу жизнь
как неотъемлемая её часть.
Слайд 12
Методы: анализ произведений литературы, живописи; анализ и сравнение
литературного образа, обобщение результатов исследования, анкетирование..
Слайд 13
Гипотеза исследования: образ Снегурочки почитаем и любим
на Руси во многом благодаря весенней сказке Островского.
На основании вышесказанного я ставлю перед собой следующую цель: исследовать историю возникновения образа Снегурочки и отношение к ней нашего народа.
Слайд 14
Задачи:
-Проанализировать литературу по данной теме.
-Познакомиться с произведениями
о Снегурочке.
- Выявить сходства и отличия образа Снегурочки в
этих произведениях.
Слайд 15
История возникновения и развития образа Снегурочки
Слайд 16
Снегурками, снегирями и снеговиками издавна на Руси называли
птах, зимующих в наших лесах, да еще «складенных из
снега болванов, подобие человека», — пишет В. И. Даль
Слайд 17
часто бездетные дед с бабкой,
глядя на то, как ребятишки за окном катают снег,
тоже выходили и лепили себе снежную внучку-помощницу, которая потом оживала.
Слайд 18
«вышел старик на улицу, сжал комочек снегу и
положил на печку — и стала девочка Снежевиночка».
Слайд 19
«Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь
это Господь нам дитя дает!»
Слайд 21
Древний славянский обряд похороны Костромы
Слайд 22
это была или молодая женщина, закутанная в белое,
с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода,
или соломенное чучело женщины.
Слайд 24
Слово «Кострома» имеет один корень со словом «костер».
Этот обряд существовал на приволжских землях вплоть до начала
XX века. В некоторых вариантах сказок Снегурка прыгает через костёр и тает, превращаясь в облачко.
Слайд 25
.
Дед Мороз берёт начало в древнем мифологическом
Варуне – боге ночного неба и вод.
Слайд 26
Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния
вод священной реки арьев Двины. Таким образом, Снегурочка -
воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности.
Слайд 27
Она одета только в белые одежды. Никакой иной
цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только
серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом
Слайд 28
Весенняя сказка А.Островского «Снегурочка»
Слайд 30
Она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется
увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту.
Слайд 31
Снегурочка поражает людей своей красотой. Она кажется прекраснее,
скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она
не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление.
Слайд 32
Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот
дар оказывается губительным для Снегурочки.
Слайд 33
Но что со мной? блаженство или смерть?
Какой
восторг! Какая чувств истома!
О мать Весна, благодарю за
радость,
За сладкий дар любви! …Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.
Слайд 37
Образ Снегурочки в
русском искусстве
Слайд 38
При первом прочтении поэтичная драматическая сказка Островского не
вдохновила композитора. Через пять лет, зимой 1879 года, Римский-Корсаков
снова обращается к сказке «Снегурочка» и точно прозрел на ее удивительную красоту.
Слайд 39
«Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет
и по мере того, как я задумывался над этим
намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем...».
Слайд 40
Первое представление «Снегурочки» состоялось 29 января 1882 года
в Мариинском театре в бенефис хора русской оперы.
Слайд 41
Вскоре «Снегурочка» была поставлена в Москве, в Русской
частной опере С.И.Мамонтова
Слайд 42
в 1893 году - в Большом театре. Опера
имела громадный успех.
Слайд 43
В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы
«Снегурочка»
Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.
Слайд 44
Палаты для царя Берендея
Заречная слободка Берендеевка
Эскиз костюмов
к опере
Слайд 46
В. М. Васнецов
«Снегурочка»
1899 г.
Государственная
Третьяковская
Галерея
Москва
Слайд 47
Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению
пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах
Слайд 48
Палаты Берендея
Эскизы костюмов Снегурочки и Леля
Слайд 49
Н.К.Рерих.
Эскиз костюма Снегурочки
Слайд 50
Известны эскизы художника
М. А. Врубеля.
Слайд 51
Забела-Врубель в роли Снегурочки.
(Эскиз костюма М.А.Врубеля)
Слайд 54
Новогодний утренник в
1986 году
Слайд 55
Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку
Слайд 57
В период репрессий с 1927 года Снегурочка вдруг
пропала и появилась лишь в 1935 году после официального
разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, не как его дочка, а как внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми
Слайд 58
В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка
впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом
Союзов.
Слайд 59
Снегурочка стала бессменной спутницей Деда Мороза, помогающей ему
во всем (традицию нарушали только в 1960-е годы, когда
место Снегурочки на кремлевской елке несколько раз занимал космонавт).
Слайд 60
Так потом и повелось: девушка, то постарше, то
помоложе, с косичками или без, в кокошнике или в
шапочке, иногда в окружении зверюшек, иногда поющая, иногда танцующая задает вопросы Деду Морозу, водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки.
Слайд 64
Как гласит народное поверье: если женщина будет долго
смотреть на снег, то она сможет родить белоснежку. В
одном рассказе из немецкого фольклора жена купца-шваба родила девочку, просто проглотив комочек снега.
Слайд 65
Исследуя образ Снегурочки, я пришла к такому выводу,
что образ Снегурочки в русском фольклоре фигурирует как персонаж
народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Слайд 66
Родиной Снегурочки можно считать Кострому.
Во-первых, образ снежной
девушки возник из обряда похорон Костромы, давшее название городу.
Во-вторых, весенняя сказка А.Н.Островского была создана на родине писателя, костромской земле.
Слайд 67
Большую роль в развитии сказочного образа сыграл Н.А.
Римский – Корсаков, создав знаменитую оперу «Снегурочка».
Благодаря великим
мастерам живописи: В.М.Васнецову, Н.К.Рериху и М.А.Врубелю - Снегурочка обрела свои знаменитые наряды.
Слайд 68
Большую роль в развитие образа Снегурочки сыграли педагоги.
Они создавали сценарии, героиней которых была внучка Деда Мороза.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году, после официального разрешения празднования Нового года.
Слайд 69
Всем полюбилась эта красивая, милая, женственная, трепетная девушка.
Она не могла не стать героиней новогодних праздников. И
вот уже много лет путешествует внучка Деда Мороза по российской земле, радуя всех: и детей, и взрослых.