Слайд 2
А.П.ЧЕХОВ(1860-1904)
Русский писатель, драматург и новеллист. Начинал как автор
фельетонов и коротких юмористических рассказов. Основные темы творчества -
идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная "смиренность" перед пошлостью жизни других. Главный герой Чехова - рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. А.П.Чехов -тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.
Слайд 5
«Вишнёвый сад» — последняя пьеса Чехова, завершённая на пороге первой
русской революции, за год до его ранней смерти. Действие
происходит весной в имении Любови Андреевны Раневской, которая, после нескольких лет проживания во Франции возвращается со своей семнадцатилетней дочерью Аней в Россию.
Слайд 6
Денег у Раневской практически не осталось, а имение
с его прекрасным вишнёвым садом в скором времени может
быть продано за долги. Знакомый купец Лопахин рассказывает помещице свой вариант решения проблемы: он предлагает разбить землю на участки и отдавать их в аренду дачникам. Любовь Андреевна сильно удивлена таким предложением: она не может представить, как можно вырубить вишневый сад и отдать свое имение, где она выросла, где прошла её молодая жизнь и где погиб её сын Гриша, в аренду дачникам.
Слайд 7
Но Раневская легкомысленна и беспомощна в житейских делах.
Она все пускает на самотек или полагается в решении
бытовых вопросов на других. Героиня понимает, что живет неправильно: грешит, сорит деньгами. Но она привыкла жить роскошно, ни в чем себе не отказывая, и теперь не может и не хочет измениться.
Раневская проста в общении, а также очень сентиментальна. О России она говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно…» Вернувшись в имение, она плачет при виде своей детской.
Слайд 8
Раневская непрактична, эгоистична, безалаберна. Она забывает о Фирсе,
слуге, который проработал у них всю жизнь
. Она не
устраивает жизнь дочерей – ни Ани, ни Вари, забывая о них в пылу своей страсти. Неизвестно, по какой прихоти, Раневская устраивает бал, в то время, как в городе идут торги, хотя она сама понимает всю неуместность происходящего: «И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати.… Ну, ничего… (Садится и тихо плачет)».
Слайд 9
Но, в то же время, героиня добра, отзывчива,
в ней не увядает чувство красоты. Она всем готова
помочь, готова отдать последние деньги. Так, Раневская отдает пьянице последний золотой. Но в этом видна и ее непрактичность. Она знает,
что дома Варя всех кормит молочным супом, а слуг – горохом. Но такая уж натура у этой героини.
Слайд 10
Образ Раневской очень противоречив, нельзя сказать, хорошая она
или плохая. В пьесе этот образ не расценивается однозначно,
так как это живой, сложный и противоречивый характер.
Слайд 11
Раневская и Гаев — представители дворянства, но представители
жалкие. Вся их жизнь пародийна. Они "играют" в благородных
и обеспеченных людей. Да, благородства у них не отнять, но оно смешно и нелепо в сочетании с их положением. Они живут в долг, даже не замечая этого, и сорят чужими деньгами.
Слайд 12
Раневская, натура нервная и чувствительная, видит в саду
призрак своей матери. Ломая руки, она произносит прочувствованные речи
в защиту вишневого сада, хранителя семейных традиций. Все она воспринимает в слишком преувеличенном виде. Это ее беда.
Слайд 13
Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она
растеряна, сломлена всем происходящим и, я думаю, что, скорее
всего она просто боится думать о настоящем, уходя в какие-то малозначительные миражи. И если ее можно понять, потому что она всего лишь женщина, избалованная многолетней праздной привычкой просто порхать по жизни.
Слайд 14
Но прошлое не дает себя забыть, так как
сама Раневская живет чувством прошлого. Она создание дворянской культуры,
которая на глазах исчезает из настоящего, остается лишь в воспоминаниях. На место ей заступает новый класс, новые люди – нарождающиеся буржуа, дельцы, готовые на все ради денег.
И Раневская, и сад беззащитны перед угрозой гибели и разорения. Когда Лопахин предлагает ей единственно реальное средство спасти дом, Раневская отвечает: «Дачи и дачники – это так пошло, прости».
Слайд 15
Получается, что, с одной стороны, Раневская не хочет
вырубать сад, так как это символ ее счастливой молодости,
ее чаяний, надежд. Да, к тому же, сад весной просто великолепен в своем цвету – жалко рубить такую красоту из-за каких-то дач. Но, с другой стороны, автор показывает нам равнодушие Раневской и к судьбе вишневого сада, и к судьбе близких людей.
Слайд 16
А.П. Чехов создал неоднозначное произведение, споры о жанре
которого существую и по сей день.
Во время работы над
пьесой А. П. Чехов высказывался о ее характере в целом: “Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс...”
и выражал своё недовольство общей трактовкой пьесы: “Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса так упорно называется драмой?
Немирович и Алексеев (Станиславский) в моей пьесе видят положительно не то, что я написал, и я готов дать какое угодно слово, что оба они ни разу не прочли внимательно моей пьесы”.
Слайд 17
Большой недостаток пьесы В. Г. Короленко находил в
отсутствии «ясного художественно-определенного рисунка в изображении действующих лиц. Он
писал: «Раневская — дворянская клушка, ни к чему не годная, благополучно уезжающая к своему парижскому содержанту. А Чехов все-таки затушевал ее, окружив каким-то чувствительным облаком. Точно так же для меня облезлое «лучшее будущее» — что-то непонятное и ненатуральное. Ох уж эти оттенки и полутоны. Хороши они, когда верны и сильны основные ноты... Жизнь стучится, нужна определенность и в приёмах ее отражения»
.