Слайд 2
Общая характеристика периода
Начиная с 1890- х гг. и
вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились все стороны
российской жизни:
экономика
политика
наука
технологии
культура
искусство
Слайд 3
Важнейшие исторические события России в начале 20 века?
Россия пережила
три революции:
-1905 года;
-Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,
-Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
-Первую мировую войну 1914-1918гг.,
-Гражданскую войну
Слайд 4
Внутриполитическая обстановка в России
Противоборство трех сил:
защитники монархизма
сторонники
буржуазных реформ
идеологи пролетарской революции
Слайд 5
Ощущение исчерпанности предшествующей эпохи
Переосмысление многих ценностей
Ощущение кризиса
Преддверие катастрофы
Начало
конца света
Канун века - итог исчерпавшей себя цивилизации
По темпам
и глубине перемен, по катастрофичности внутренних конфликтов Россия опережала любую другую страну.
Слайд 6
Научные открытия н.20 века
Естественнонаучные открытия:
изобретение беспроволочной
связи
открытие рентгеновских лучей
определение массы электрона
исследование феномена радиации
создание
квантовой теории (1900)
специальной (1905) и общей (1916-1917) теории относительности
Слайд 7
«Материя исчезла»
Мир неустойчив и бесконечно подвижен
Любое объяснение не
уверсально и требует дополнений
Система отсчета неабсолютна
Слайд 8
Труды русских и зарубежных мыслителей:
«Вырождение» 1896 М. Нордау
«Закат
Европы»(1918-1922) О.Шпенглер
«О причинах упадка и новых течениях современной русской
литературы» (1893) Д.С.Мережковский
«Конец века» (1905) Л.Н.Толстой
Слайд 9
Фридрих Ницше
“Бог умер! На смену ему пришел
сверхчеловек!”
«Старая мораль» не существует
«нищих надо совсем уничтожить»
«Укоры совести учат
кусать других»
«Падающего –толкни»
Соловьев
Владимир Соловьев
Критиковал материализм и атеизм
Начало всего сущего – абсолютное, т.е. бог
Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир
Этот идеальный мир порождает мир физический
Слайд 11
Николай Бердяев
Человеку Бог необходим как нравственный идеал и
надежда на спасение.
Достичь этого результата человек может лишь через
катастрофу, конец света, страшный Суд.
Слайд 12
Роль литературы
Искусство и литература -художественная форма для выражения
философских идей
Литература-способ установления мировой гармонии, способ постижения истины
«жрецы и
поэты были одно и то же» (В.Иванов)
Слайд 13
Литература к.19 - н.20 веков
В конце XIX -
начале XX века русская литература стала эстетически многослойной.
Реализм
на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. В эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов.
( отражение
реальности, жизненной правды)
А.П. Чехов. Ялта. 1903 г.
Слайд 14
Реализм
Представители:
Л.Н.Толстой
А.П.Чехов
И.А.Бунин
М.Горький
Слайд 15
Реализм
Л.Н.Андреев
А.И.Куприн
В.Г. Короленко
Е.И.Замятин
Слайд 16
Реализм на рубеже веков
Реализм - масштабное и влиятельное
литературное направление
Кружок «Среда», издательство «Знание»
Важность опыта А.П.Чехова:
Множество разнообразных человеческих
характеров
Героям недостает чего-то важного
Они пытаются приобщиться к подлинной жизни, но не обретают душевной гармонии
Мир утратил единый центр
Мир осмысливается как пошлость
Слайд 17
Реализм на рубеже веков
Писатель не является обвинителем или
адвокатом своих героев
В мире А.П.Чехова взаимодействуют разные субъективные правды
Повышается
роль субъективной рефлексии
Большая авторская свобода
Широкий арсенал художественной выразительности
Обязательное для художника чувство меры
Внимание к личности человека, его индивидуальности
Слайд 18
Модернизм
Цель:
_ создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению
человечества
Модернизм- общее название направлений в искусстве и литературе XX
века -символизм, кубизм, авангардизм, сюрреализм, футуризм
Слайд 19
Серебряный век
или
Поэтический ренессанс
Духовное возрождение
«Религиозное возрождение»
Слайд 20
Новые течения в литературе России рубежа веков
В период
с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о
себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
Слайд 21
Серебряный век-
часть художественной культуры России конца XIX -
начала XX века, связанная с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" литературой
и отчасти футуризмом.
Слайд 22
СИМВОЛИЗМ
Март 1894 г.- вышел в свет
сборник с названием "Русские символисты". Через некоторое время появились
еще два выпуска с таким же названием. Автором всех трех сборников был молодой поэт Валерий Брюсов, использовавший разные псевдонимы для того, чтобы создать впечатление существования целого поэтического направления.
Слайд 23
СИМВОЛИЗМ
Символизм является первым и самым крупным из модернистских
течений, возникших в России.
Теоретическая основа русского символизма была
заложена в 1892 году лекцией Д. С. Мережков-ского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы".
В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на "новые течения".
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Слайд 24
Основные положения течения
Андрей Белый
Символ
- центральная эстетическая категория нового течения. Представление о символе
заключается в том, что он воспринимается как иносказание.
Цепь символов напоминает набор иероглифов, своеобразных шифров для "посвященных".
Таким образом, символ оказывается одной из разновидностей тропов.
Слайд 25
Основные положения течения
Символ многозначен: он содержит безграничное множество
смыслов. "Символ - окно в бесконечность", - сказал Федор
Сологуб.
А.А.Блок
Слайд 26
Акмеизм
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов.
(от греч. acme - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина,
острие). Из широкого круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов - Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.
Слайд 27
Основные положения течения
Новые ритмы создаются путем пропуска слогов
и перестановки ударения
Самоценность каждого явления
«Непознаваемые по своему смыслу слова
нельзя познать»
Слайд 28
Творческие индивидуальности
Сжала руки под темной вуалью...
"Отчего ты
сегодня бледна?"
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила
его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".
8 января 1911
Слайд 29
Футуризм
Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он
заявил о себе в Италии. Временем рождения русского футуризма
считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский).
Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи" (Гилея - древнегреческое название части Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).
Слайд 30
Основные положения течения
В качестве художественной программы футуристы выдвинули
утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир.
Художник
В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".
Слайд 31
В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались
хлесткие названия: "Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" -
для сборника произведений; "Идите к черту!" - для литературного манифеста.
Слайд 32
Пощечина общественному вкусу
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.,
и проч. с Парохода Современности. ...Всем этим Максимам Горьким,
Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным ...
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва, 1912 г. Декабрь
Слайд 33
Творческие индивидуальности футуризма
В стихотворениях Давида Бурлюка "звезды -
черви, пьяные туманом", "поэзия - истрепанная девка, а красота
- кощунственная дрянь". В его провокационных текстах понижающие образы используются предельно максимально:
Мне нравится беременный мужчина
Как он хорош у памятника Пушкина
Одетый в серую тужурку
Ковыряя пальцем штукатурку <...>
Слайд 34
Творческие индивидуальности футуризма
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
1910
Слайд 35
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я
повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден! ..
Я выполнил свою задачу,
Литературу
покорив.
Бросаю сильным наудачу
Завоевателя порыв.
Слайд 36
Но, даровав толпе холопов
Значенье собственного "я",
От
пыли отряхаю обувь,
И вновь в простор - стезя
моя.
Схожу насмешливо с престола
И, ныне светлый пилигрим,
Иду в застенчивые долы,
Презрев ошеломленный Рим.
АНАНАСЫ В ШАМПАНСКОМ
Ананасы в шампанском !
Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском!
Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно!
И берусь за перо!
Стрекот аэропланов!
Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов!
Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован!
Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров…
Слайд 38
Подведем итоги
Какие исторические события переживает Россия в этот
период?
Как развивалась литература на рубеже 19-20 веков?
Сформулируйте основные положения
символизма, акмеизма, футуризма. Чем эти течения отличаются друг от друга?
Назовите творческие индивидуальности каждого из литературных направлений.
Слайд 39
Сделаем выводы
Последние годы XIX столетия стали поворотными для
русской и западной культур.
Начиная с 1890- х гг.
и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством.
Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична.
Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
Слайд 40
Выводы
На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый
по яркости и многообразию талантов с блистательным началом 19
века.
Это период интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства.
В литературе развиваются различные направления.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.