Слайд 2
Цель проекта:
обобщить изученный в 5 классе материал об
изобразительно-выразительных средствах
Задачи:
расширить знания в сфере изобразительно-выразительных средств;
объяснить
значение каждого художественного средства;
подобрать материал для исследования;
определить значение изобразительно-выразительных средств и роль в художественном тексте
Слайд 3
План работы над проектом.
1. Изучение теории вопроса.
2. Подбор
литературного материала для исследования
3. Аналитическое чтение произведения
(с целью
выявления использованных автором сравнений).
4. Выводы.
5. Составление презентации.
Слайд 4
Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?
Это такие художественные
средства,
которые изображают,
рисуют словами картины жизни,
отличают один предмет
от другого,
передают отношение автора к тому, что он изображает, выражают его чувства и мысли
Слайд 5
Изобразительно-выразительные средства языка
Эпитет
Гипербола
Изобразительно-выразительные средства языка
Олицетворение
Сравнение
Слайд 6
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении
одного явления или понятия с другим с целью показать,
изобразить один из них при помощи другого.
Сравнение может выражаться
Творительным падежом: Узорным чистым полотенцем Свисает радуга с берёз. (Н. Рубцов)
Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Правда дороже золота. (Пословица)
С помощью союзов как, как будто, словно, точно и др.: Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин)
Лексически (при помощи слов подобный, похожий, это): На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза. (А. Ахматова)
При помощи сравнительных предложений: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. (С. Есенин)
Слайд 7
Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
Слайд 8
1. «…и как рычаг опускались и
поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей».
2. «Герасим
скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо…».
3. «Герасим видел перед собой белеющую
дорогу - дорогу домой, прямую, как стрела».
4.«… он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру...»
Слайд 9
Вывод
Автор использовал в своём произведении сравнения ,
для того чтобы украсить его, сделать богаче, эмоциональнее.
Сравнения помогают
писателю создать яркий образ героя, а читателю –более точно уловить главную мысль автора,
понять поступки героев,
представить их внутренний
мир.
Слайд 10
Эпитет - художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ,
обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир
Способы выражения эпитетов
Чаще всего
выражаются именами прилагательными (солнце красное, поле чистое), но это не обязательное условие. Также эпитеты в литературе могут быть выражены:
наречием (страстно смотреть)
числительным (первая любовь)
существительным (веселья шум)
глаголом (желание забыться)
Слайд 11
Эпитеты можно встретить и в поэтическом, и в
прозаическом произведениях
Например, в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге» мы
встречаем следующие эпитеты:
розовые мечты
сумрачный бурлак
суровая среда
болезненный припев
Слайд 12
Для чего нужны эпитеты?
Наделяя привычные слова
необычными свойствами, эпитеты помогают авторам создать яркий и выразительный
мир. Они придают объемность словам, дают эмоциональную оценку или образную характеристику предметам изображения. Искусно связанные друг с другом знакомые слова помогают писателю раскрыть характеры персонажей, погрузить читателя в быт и атмосферу описываемой эпохи.
Слайд 13
Гипербола - намеренное и явное преувеличение для
того, чтобы усилить выразительность и подчеркнуть ту или иную
мысль автора.
Гипербола в стихах и прозе является одним из самых древних художественных приемов выразительности. Художественные функции гипербол многочисленны и разнообразны. Литературная гипербола необходима главным образом для того, чтобы указать на некоторые исключительные качества или свойства людей, событий, природных явлений, вещей.
Примеры гипербол: «море слёз»
«быстрый как молния», «молниеносный»
«многочисленный, как песчинки на берегу моря»
«мы не виделись уже сто лет!»
Слайд 14
И.С. Тургенев «Муму»
Одаренный необычайной силой, он работал за
четверых…
…казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…
…так
сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…
…истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы...
Слайд 15
По данным гиперболам можно судить об отношении
автора к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его силой
и жадностью к труду. Писатель говорит о торжественности неистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что писатели используют этот художественный приём, чтобы усилить художественное впечатление от образа и выразить своё отношение к изображаемому.
Слайд 16
Олицетворение – это перенос свойств человека на неодушевленные
предметы или явления. Мы знаем, как удивительны олицетворения в
русской литературе. Они отражают не только яркость художественного образа, но и определенное мировосприятие поэта, его взгляд на мир.
Примеры олицетворения : Ветер воет (на самом деле ветер не может выть, но при помощи данного олицетворения описывается его сильный шум). Ива плачет (ива является деревом, и следовательно не может плакать, это всего лишь описание её развесистых гибких ветвей, который напоминают собой неустанно льющиеся слёзы). Играет гитара (сама по себе гитара не может играть, она всего лишь издаёт звуки, когда на ней играет кто-то).
Слайд 17
Особенно часто олицетворения можно встретить в поэтических произведениях
Иван
Суриков «Зима»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает,
ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
Слайд 18
В художественной литературе олицетворение является художественным приёмом, призванным
сделать речь более выразительной. В основе возникновения олицетворения лежит
метафорический взгляд (возникший на основе переносного значения слова) художника пера на окружающую его действительность. Вот поэтому писатель может сказать в своем произведении, что " лес прислушался" или "ночь подкралась". Более всего оно используется в сказках, когда с человеком олицетворяются животные, птицы, даже муравьи (они разговаривают, растят детей, работают, ходят в гости и т.д.). В поэзии, когда поэт прибегает к человеческим качествам, чтобы раскрыть пред нами красоту пейзажа, времен года, в прозе, когда писатель олицетворяет душевное состояние героя с состоянием окружающей природы и так далее.
Слайд 19
Роль изобразительно-выразительных средств в тексте
Усиливают выразительность, образность языка
произведения;
придают художественную, поэтическую яркость речи;
обогащают содержание высказывания;
выделяют характерную черту
или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
создают живое представление о предмете;
оценивают предмет или явление;
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
Слайд 20
Литература
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис
-Пресс, 2007.
Горшков А. И. Русская словесность. М., Просвещение,
1996.
Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи. Ростов-на-Дону, :Феникс, 2007.
Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002
Словарь юного литературоведа. Web: http: // multisearch.ru / message/198452/