Слайд 3
Цель:
показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций,
игровых заданий в организации учебного процесса.
Задачи:
1.Дать психологическое обоснование
роли игры в жизни ребенка.
2.Рассказать о игровых технологиях на уроках русского языка и литературы
3.Привести примеры уроков с использованием, а также описание игр, игровых приемов.
Слайд 4
Расскажи - и я забуду,
покажи
- и я запомню,
дай попробовать - и я пойму.
Китайская
пословица
Слайд 5
Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально -
координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии.
Функции
игры
Познавательный интерес,
активизация деятельности
Развитие ВМ,
логического мышления,
творческих
способностей
Коммуникативная
Социализация,
толерантность
Межнациональная
коммуникация
Повышение
самооценки
Слайд 6
Условия использования игр на уроках:
1)Соответствие игры учебно -
воспитательным целям урока. Игровые задачи всегда соединяются с дидактическими.
Доступность
для учащихся данного возраста.
Эмоциональная установка.
Умеренность в использовании игр на уроках. Игра не самоцель, а средство, способствующее сотрудничеству на уроке.
Вовлечение в работу всех учеников.
Умение выслушивать мнение других.
Слайд 7
Преимущества игровых технологий
1.Игровая методика может быть применима в
любом классе и но любом этапе урока
2. Реализует потребность
подростков в общении.
3. Способствует развитию сферы общения школьников.
4. В игре проявляются все три стороны общения: информативная ( передача и сохранение информации); интерактивная (организация взаимодействия и совместной деятельности) и перцептивная ( восприятие и понимание человека человеком).
Слайд 8
Преимущества игровых технологий
5. В игре ребёнок раскрепощается, а
раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве.
6.
Игра развивает интерес к предмету и активизирует мыслительную деятельность учащихся.
7. Игра включает ученика в активный процесс получения и переработки знаний.
8. Игра расширяет кругозор учащегося, ставит его перед ситуацией нравственного выбора, принятия самостоятельного решения.
9. Игра имеет психотерапевтическое воздействие на ребёнка.
10. Именно в процессе игрового диалога ребёнок усваивает те модели и методы, которые позволяют ему действовать самостоятельно.
Слайд 9
Возможности использования игровых технологий:
Ролевые игры на уроке (инсценирование);
2) Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок
- соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок – КВН, урок-фестиваль);
3) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Слайд 10
ВЕРЮ- НЕ ВЕРЮ
Согласиться или нет с утверждением.
Тема « Местоимение»
1.Местоимение обозначает предмет, признак, количество.
2.Местоимения его, меня, их - личные
3.Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа.
4.Местоимения некто, кое-кто, некоторый, несколько- неопределенные.
5.В предложении местоимения бывают только подлежащими.
Слайд 11
Возможности использования игровых технологий:
Ролевые игры на уроке (инсценирование);
2) Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок
- соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок – КВН, урок-фестиваль, ролевые игры на уроке);
3) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Слайд 12
Мнемоника
каталог
банты
торты
астроном
алфавит
Слайд 13
Мнемоника
каталОг
бАнты
тОрты
астронОм
алфавИт
Слайд 14
Ошибка, я тебя вижу!
Тема: « Местоимение»
Ходить с
мной
Смеяться над вас
Шутить со нами
Ждал тобой
Слайд 15
Ошибка, я тебя вижу!
Тема: «Местоимение»
Ходить с нами
Смеяться
над тобой
Шутить со мной
Ждал вас
Слайд 16
«АУКЦИОН»
Назвать как можно больше фразеологизмов со словами: голова,
язык, зубы, ноги …
Слайд 17
«Кластер»
направлен на систематизацию имеющиеся знания по той или
иной проблеме
Кластер (пучок, созвездие) – это графическая организация материала,
показывающая смысловые поля того или иного понятия.
В центре листа записывается ключевое понятие от которого отходят стрелки-лучи в разные стороны и соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на всех стадиях урока:
на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
на стадии осмысления–для структурирования учебного материала.
на стадии рефлексии – при систематизации изученного.
Кластер применим для организации работы дома.
Слайд 18
Класс делится на команды (по рядам). На доске
написано слово с орфограммой. Каждый член команды должен написать
слово с орфограммами, которое начиналось бы буквой, на которую закончилось предыдущее. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Например, юность – теснина – атомоход -...
«Орфографическая эстафета»
Слайд 19
«Отгадай слово»
Угадайте слово: государственная песня +часть мира.
Угадайте слово, в котором приставка от слова бесцветный, корень
от слова вода, суффикс от слова парный, окончание от слова красивый.
Слайд 20
«Займи позицию»
Тема: « Имя прилагательное»
На доске
– в разных местах – листы с надписями: «качественные»,
«относительные», «притяжательные». Каждый ученик, предварительно вытянув листок с написанным на нем словом, должен подойти к соответствующему листу, назвать свои прилагательные и обосновать свой выбор.
Слайд 21
«Синквейн»
направлен на развитие умения творчески обобщать и систематизировать
знания
«Синквейн» -стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по
определенным правилам.
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Используется на стадии рефлексии.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Слайд 22
«Синквейн»
Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово
– существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке
надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной
Слайд 23
Написание синквейна
Слово.
Доброе и ужасное.
Ласкает, бьёт, поощряет.
Оно как меткая
стрела.
Орудие.
Жизнь!
Ужасная и прекрасная.
Огорчает, радует, продолжается.
Она как вспышка в темном
небе.
СЧАСТЬЕ!
Слайд 24
«Расскажу тебе я сказку…»
Рассказ учителя о роли
запятой в жизни человека («Казнить нельзя помиловать») перед изучением
темы «Синтаксис и пунктуация»
Слайд 25
«Расскажу тебе я сказку
Тема: «Наречие»
Я ещё совсем
молод, но происхожу из знатного рода.
Обратите внимание на величавый
корень -речь-. Он был
известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить».
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «надглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие».
Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом :примыкаю к нему, поясняю, уточняю, придаю ему чёткость.
Слайд 27
«Хлоп»
Учитель читает слова, из которых нужно выбрать относящиеся
к изучаемой теме и хлопнуть в ладоши во время
их произношения (При изучении темы «Фонетика»: гласный, звук, буква, парный, приставка, ударение и т. д.)
Слайд 29
Работа с картиной
В. Васнецова
Тема: « Местоимение»
( Кому?)
рассказать Алёнушке о своей печали? НЕКОМУ
(У кого?) просить помощи?
НЕ У КОГО
( Что?) не нарушит тишину старого леса?
НИЧТО
Слайд 31
Игровые технологии
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости
и любознательности».
В.А.Сухомлинский