Слайд 4
Чичиков
Человек нового
времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами:
"...и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх", но он тоже "мертвая душа", ибо ему недоступна радость жизни.
Чичиков умеет приспосабливаться к любому миру, даже его внешний облик таков, что подойдет к любой ситуации: "не красавец, но и не дурной наружности", "не слишком толст, не слишком тонок", "человек средних лет" - все в нем неопределенно, ничто не выделяется.
Слайд 5
В поэме «Мёртвые души»
в образах помещиков отражается процесс постепенной деградации помещичьего класса,
выявляются все его пороки и недостатки. Рисуя помещиков, Гоголь использует сатиру и иронию, позволяющую изображать то, о чём в цензурных условиях говорить было невозможно.
Слайд 6
МАНИЛОВ
СОБАКЕВИЧ
КОРОБОЧКА
НОЗДРЕВ
ПЛЮШКИН
«Один за другим следуют у меня герои один
пошлее другого»
Н.В.ГОГОЛЬ
ПОМЕЩИКИ
Слайд 8
Манилов – бесплодный мечтатель, рисующий воздушные замки и
бесполезные проекты. «Глядя с крыльца на двор и пруд,
говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали различные мелкие товары, нужные для крестьян». Будто бы видимая забота о собственных крестьянах. Но на самом деле он совершенно не интересуется состоянием дел, никогда не ездит на поля и не вникает в доклады приказчика, просьбы крестьян. Это бесплодный мечтатель, живущий в довольстве и тепле, потому что пользуется природным правом: присваивать труд крепостных.
Слайд 9
Чичиков у Манилова
Автор всячески подчеркивает претензии
Манилова на
образованность и культуру.
Но это лишь внешние, наносные черты,
убеждающие в обратном. Сыновей
Манилов назвал древнегреческими
именами на римский манер:
Фемистоклюс и Алкид, а между тем
Гоголь дает важную деталь,которая
заменяет многие страницы
Комментариев:« В его кабинете всегда
лежала какая-то книжка, заложенная
на четырнадцатой странице,
которую он постоянно читал уже два года».
«помещик – кулак», хитрый прижимистый торгаш. Собакевич немногословен, обладает
железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружающих вещах его быта. В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого.
Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью. Чичикову он показался весьма похожим на «средней величины медведя». Собакевич-циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других. Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе.
Слайд 14
Описывая Коробочку, автор сравнивает ее с “одной из
тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, а
между тем набирают понемногу деньжонок”. Основной жизненный принцип — “не продешевить”.
Слайд 15
Ноздрев-кутила и лихач
" Ноздрев был в некотором отношении
исторический человек"
Слайд 16
Он подвижен, готов заняться любым делом, не задумываясь
каким, но вся его активность лишена идеи и цели.
Поэтому все его порывы заканчиваются так же легко, как и начинаются, без каких-либо положительных итогов:"Всё заканчивается или пустяками, или всевозможными историями". Ноздрев оказывается повсюду, где его могут ожидать удовольствия жизни. Его идеал - люди, всегда умеющие весело прожигать жизнь, не обремененные никакими заботами. Его активность направлена на прожигание жизни. Он кутила и лихач.
Слайд 17
Для Ноздрева крепостные люди и имущество - равнозначные
понятия. Готов все променять, проиграть, прогулять, не упускает случая
сшельмовать, обмануть другого, отобрать у него, то, что приглянулось.
Слайд 19
Полное моральное оскудение, потеря человеческих качеств характерны для
Плюшкина. Автор по праву окрестил его "прорехой на человечестве".
Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин - "мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его". За ´последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что "народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать".
Слайд 21
«И до какой ничтожности, мелочности,
гадости мог снизойти
человек!…
Забирайте же с собою в путь,
выходя из мягких
юношеских лет в суровое ожесточающее мужество,
забирайте с собою все человеческие
движения, не оставляйте их на дороге,
не подымите потом!»
Слайд 22
ВЫВОДЫ
«Мёртвые души» потрясли Россию, - писал А.И. Герцен.
– Портреты его хороши, жизнь сохранена во всей полноте,
не типы отвлечённые, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз».
Слайд 23
Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так
непохожи друг на друга, и в то же время
в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества
Слайд 24
Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Его
герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие
интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Это нравственные уроды.