Слайд 2
План лекции.
1. Краткая биография.
2. Гуманистическая теория: основные концепции
и принципы:
2.1. Механизмы бегства от свободы
2.2. Позитивная свобода
2.3. Экзистенциальные
потребности человека
2.4. Социальные типы характера
3. Выводы.
Слайд 3
Литература:
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб,
1997. – 608 с.
Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Личность. Теории,
упражнения, эксперименты. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Пер. с англ. - М.: Республика, 1994. -447 с.
Фромм Э. Искусство любить.
Слайд 4
Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать
социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм.
Как представитель гуманистического
направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории.
С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.
Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.
Слайд 5
1. Краткая биография.
Эрих Фромм (Erich Fromm, 1900-1980) родился
во Франкфурте, Германия, в семье ортодоксальных иудеев.
Его мать Роза
Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России.
Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.
Фромм вырос, зная два разных мира — ортодоксальный еврейский и христианский, где он время от времени сталкивался с антисемитизмом.
Семья Фромма была далеко не идеальной. Он описывал своих родителей как «очень невротичных», а себя как «невыносимо невротичного ребенка». Он был единственным ребенком в семье.
Слайд 6
Когда в Европе вспыхнула первая мировая война, Фромму
было 14 лет. Хотя он был слишком молод, чтобы
воевать, он был поражен окружавшей его людской иррациональностью и разрушительными наклонностями.
Позднее он писал: «Я был глубоко озабоченным молодым человеком, которого мучил вопрос, как оказалась возможной эта война, а также желание понять иррациональность поведения человеческих масс и страстное желание мира и понимания между народами» (Fromm, 1962).
В ответах на эти вопросы видно огромное влияние Фрейда и Карла Маркса.
Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не осознают причин своего поведения.
Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на жизнь людей.
Слайд 7
В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм
не имел медицинского образования.
Он изучал психологию, социологию и
философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922 году.
Он продолжил свое психоаналитическое образование в Берлинском психоаналитическом институте.
В 1934 году Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, стремясь избежать нацистской угрозы.
Он начал вести частную практику в Нью-Йорке.
Первую свою книгу «Бегство от свободы» Фромм опубликовал в 1941 году.
В ней он показал особое значение способов, какими общественные силы и идеологии формируют структуру характера индивидуума.
Слайд 8
Это направление, получившее развитие в большом количестве последующих
книг, принесло Фромму членство в Международной психоаналитической ассоциации.
В 1945
году Фромм стал сотрудником Института психиатрии.
В дальнейшем он читал лекции во многих университетах США и занимал должность профессора психиатрии в Национальном университете в Мехико с 1949 года до своего ухода в 1965 году.
Вместе со своей женой Фромм в 1976 году перебрался в Швейцарию, где скончался от сердечного приступа в 1980 году.
Слайд 9
2. Гуманистическая теория: основные концепции и принципы
Фромм стремился
расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических,
религиозных и антропологических факторов в формировании личности.
Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV века) по наше время.
По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность.
Слайд 10
В то же время он был уверен в
том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное
развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы.
Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости.
Слайд 11
С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и
женщинами стоит болезненная дилемма.
Невиданная свобода от жестких социальных,
политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму.
Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании.
Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества.
Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.
Слайд 12
2.1. Механизмы бегства от свободы
Как люди преодолевают чувства
одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе?
Один путь
— отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность.
Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы».
Первый из них — авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным „Я“»
Слайд 13
Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в
садистских тенденциях.
При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в
отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность.
Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними.
Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции.
Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных.
Слайд 14
Второй способ бегства — деструктивность.
Следуя этой тенденции,
человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других.
По Фромму, долг, патриотизм и любовь — общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.
Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение.
Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято.
Слайд 15
Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась
в социальном характере большинства современных людей.
Как животные с
защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения.
Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.
Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.
Слайд 16
2.2. Позитивная свобода
Фромм считал, что люди могут быть
автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения
с другими людьми и обществом.
Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой.
Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни.
Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам.
В своей книге «Искусство любви» (1956/1974), одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности.
Слайд 17
2.3. Экзистенциальные потребности человека
До сих пор мы говорили
о том, что Фромм описывает существование человека в терминах
отделения от природы и изоляции от окружающих.
Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности.
Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами.
Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973).
Дихотомия свобода—безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.
Слайд 18
Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.
1. Потребность
в установлении связей.
Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы
и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то.
Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность.
Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.
Слайд 19
2. Потребность в преодолении.
Все люди нуждаются в
преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и
творческими созидателями своей жизни.
Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании.
Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости.
Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.
Слайд 20
3. Потребность в корнях.
Люди нуждаются в том,
чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира.
Согласно Фромму, эта
потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью.
К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека.
В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть.
Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью.
Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.
Слайд 21
4. Потребность в идентичности.
Фромм считал, что все
люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в
идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле.
Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать: «Я — это я».
Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям.
Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.
Слайд 22
5. Потребность в системе взглядов и преданности.
Наконец,
согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для
объяснения сложности мира.
Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, которые позволяют людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно.
Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981).
Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.
Слайд 23
Люди нуждаются также и в объекте преданности, в
посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу),
в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.
Фромм полагал, что религия часто обеспечивает людей опорной ориентацией, придающей смысл их жизни.
Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум.
В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл «основными ориентациями характера».
Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.
Слайд 24
2.4. Социальные типы характера
Фромм выделял пять социальных типов
характера, превалирующих в современных обществах.
Эти социальные типы, или
формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди.
Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы.
К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера.
Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма.
Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях.
Слайд 25
5 социальных типов характера по Эриху Фромму:
Слайд 26
1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник
всего хорошего в жизни находится вне их самих.
Они
открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни — скорее быть любимыми, чем любить.
Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных.
Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.
Слайд 27
2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно
или о чем они мечтают, силой или изобретательностью.
Они
тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других.
Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению.
К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.
Слайд 28
3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим
количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать
любых поползновений на свои накопления.
В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое.
Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые.
Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.
Слайд 29
4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность
оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять.
Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам.
Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — «Я такой, каким вы хотите меня видеть».
Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный.
Их положительные качества — открытость, любознательность и щедрость.
Слайд 30
5. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный
характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель
в развитии человека.
Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.
Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу.
В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду.
Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана.
Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия).
Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание.
Слайд 31
Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых
для жизни, благодаря творческому самовыражению.
Результатом реализации всех вышеперечисленных
сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.
По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — это идеальное состояние человека.
Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности.
В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре.
Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека.
Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.