Слайд 2
История социологии в России
Особенности и этапы развития
Российская
социология возникла в конце 60-х годов XIX.
Социология теоретически отражала
в самой различной форме требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. ( от ограничения самодержавия до полного отречения).
Таким образом она находилась в оппозиции к царскому режиму.
Для неё был характерен синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией, исторической перспективой.
Социология в России, по форме развивалась в двух направлениях: публицистическом и академическом (университетском)
Она достигла высокого уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований.
Слайд 3
Причины зарождения социологии в России
В
40-50-хх годах XIX в. в России остро ощущалась необходимость
реформ.
В 1861г. было отменено крепостное право, что привело к появлению новых социальных отношений.
Возникновение социологии в первую очередь связано с капиталистическим путем развития. Он привел к сильному расслоению населения города, ломке старых культурных стандартов, создал массу новых профессий.
Усложнение социальной структуры русского общества и бурный рост городских сословий стимулировали развитие социологии.
Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки на основе новой теоретической базы с новыми методами.
Слайд 4
Особенности российской социологии
Негативно влияли на развитие социологии
патриархальные традиции.
«Высочайшие» решения Павла I и Николая I,
запрещавшие официальное использование терминов «общество», «революция» и «прогресс».
Предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины.
Влияние на российскую социологическую науку оказывали славянофильские теории. Сторонники этого направления считали, что отечественное общество уникально и к нему нельзя применять западную науку даже с учетом ее интерпретации российскими учеными.
Термин «социология» был запрещен. Даже в начале ХХ в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как «философия истории», «социальные основы экономики», «социальная психология».
Слайд 5
Социологии как самостоятельной научной дисциплине пришлось очень долго
и с большим трудом пробиваться в российские университеты.
1 попытка
организации обучения социологии российских студентов - Русская высшая школа общественных наук в Париже в 1901 – 1906 гг.
2 попытка организации обучения социологии – в негосударственном учебном заведении Психоневрологический институт в 1908г. Открыта 1 кафедра социологии.
Признание социологии на государственном уровне произошло только после Февральской революции. Большую роль в этом сыграл П.А. Сорокин, ставший тогда секретарем А.Ф. Керенского по проблемам науки.
С начала Октябрьской революции социология была одним из покровительствуемых предметов и введена была не только во всех высших, но и средних школах (до 1922г.)
Слайд 7
Русская общественная мысль на рубеже XX в. выдвинула
оригинальные социологические теории, которые во многих аспектах были обусловлены
своеобразием развития российского общества.
Н. Я. Данилевский создал первую в истории социологии антиэволюционную модель общественного прогресса. Она нашла свое отражение в его знаменитой работе "Россия и Европа" (1869). Позже вновь выдвинута О. Шпенглером и А.Д. Тойнби.
Н.М. Михайловский и П.Л. Лавров предвосхитили воззрения Л. Уорда о двояком характере исторического процесса.
М.И. Туган-Барановский и П.Б. Струве заложили основы теории, позднее названной В. Огборном теорией "культурного отставания"
Начатая П.А. Сорокиным в российский период его творчества разработка тем "социальной стратификации" и "социальной мобильности" в дальнейшем стимулировала развитие мировой социологической мысли.
Слайд 8
Не смотря на идейную и теоретико-методологическую поляризацию взглядов
российских социологов и наличие противоборствующих школ и направлений, в
русской социологии формировалась научная установка на создание интегративной теории исследования общественной жизни.
Одним из ярких проявлений этой тенденции явилось возникновение плюралистической теории (теории множества факторов) М.М. Ковалевского.
Слайд 9
Применение статистических методов в социологических исследованиях отечественной социологии
сыграло огромную роль в становлении и развитии как методологии
научного познания, так и всей социологической науки, определив ряд особенности российской социологии.
Российская социология конца XIX - начала XX веков - это не просто подражание западным социологическим теориям, а самостоятельная научная школа, сформировавшаяся под влиянием специфических социально-политических условий, национально-культурных особенностей и традиций свойственных отечественной социально-философской мысли.
Слайд 11
Школы в русской социологии
Субъективистская школа. Представители П.П. Лавров,
Н.М. Михайловский. у них выступает как главная движущая сила
общества и мерило общественного прогресса – критически мыслящая личность. Полноценное развитие личности возможно лишь при социализме, который они понимали как «творчество личного начала при посредстве начала общинного».
От западноевропейских социологов их отличало и понимание метода социологии. Они подчеркивали, что между природными и общественными явлениями есть принципиальные различия. Природные - закономерные, повторяющиеся явления, а общественные - неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. Отсюда должно быть два метода познания - естественно-научный и социологический.
Метод двуединой правды
Слайд 12
Генетическая социология - Ковалевский М.М.
Предмет социологии – «социальный
порядок и прогресс», оба понятия соотносительны и в реальности
не существует в отрыве друг от друга.
«Социальный порядок», по Ковалевскому, есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования.
Законы эволюции демонстрирует типологическое единство институтов и явлений разных культур и народов на основе их происхождения. Он применил этот прием при изучении возникновения и последующего генезиса разных социальных общностей, институтов и религии.
В объяснении причин прогресса решающую роль отводил биосоциальному фактору – росту населения, его объему и плотности