Слайд 2
Список рекомендуемой лит-ры
1. Левикова С. И. Молодежная субкультура:
Учеб. пособие. М., 2004.
2. Пашин В.С. Человек и его
потребности: Уч. пособие/ Академия ГА. СПб, 2004.
3. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, 2000.
4. Энциклопедия социологии / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М.
5. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
6. Глушкова О.М. Теоретические аспекты анализа субкультуры // «Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009.
7. Щепанская Т. Б. Символика молодёжной субкультуры.
8. Гуревич П. С. Понятия субкультуры и контркультуры.
9. Мацкевич И. М., (д-р юрид. наук, проф. кафедры криминологии, психологии и уголовно — исполнительного права МГЮА.) Криминальная субкультура. // 10. Журнал «Российское право в Интернете». — № 2005 (01).
11. Дольник В. Р. «Непослушное дитя биосферы».
12. Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность.
13. Тарасов А. Н. «Они нас изучают».
14. Энциклопедический словарь "Слово о человеке" (электронный ресурс).
Слайд 3
Понятие «субкультура»
культура в самом широком смысле – это
совокупность представлений, на которые индивиды ориентируются в обществе (культурные
нормы, ценности и т.д.)
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) – понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.
субкультура – это те возможные выборы, которые делают индивиды или группы из культурного целого. Приставка «суб» означает вторичное положение по отношению к базовому термину «культура». Таким образом, субкультура – часть общей культуры , хотя и отличающаяся от нее.
Слайд 4
Термин «субкультура»
Термин субкультура был введен в научный оборот
впервые Т. Роззаком в 30-е годы XX века .
Под субкультурой он понимал определенную культурную «сетку координат», выработанную теми или иными сообществами и характеризующие эти сообщества разносторонне и целостно.
Слайд 5
Понятие «конткультура»
когда: «…локальные комплексы ценностей начинают претендовать на
некую универсальность, они выходят за рамки собственной культурной среды,
возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей». В этом случае, можно говорить о «…контркультурных тенденциях».
термин «контркультура» означает социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам господствующей культуры (например молодежные субкультуры 60-х, которые отвергали господствующую культуру – «культуру отцов» (хиппи).
Слайд 6
Западная историография
Исследование субкультур – одно из приоритетных направлений
в культурологии, которое имеет длительную традицию, сложившиеся школы и
направления.
В западной историографии можно выделить следующие основные подходы:
структурно – функциональный (Т. Парсонс)
классовый (Д. Доунс, П. Уиллис),
гендерный (Б. Худсон, А. Мак Робби),
расовый (Э. Гидденс), психологический (З.Фрейд, и др.),
позитивизм (К. Бёрт),
культурологический подход (К.Маннгейм),
теория субкультур (Р. Мертон).
Слайд 7
Отечественная историография
В отечественной историографии можно выделить ряд этапов.
Начало 20-го века характеризуется наличием трех направлений изучения молодежного
вопроса: о рабочей молодежи (Зайцева М.А.,и др.), о учащейся молодежи (Выготский В.С.), и исследования молодежного движения.
Наибольший интерес представляют масштабные исследования на основе эмпирического материала 60 – 80-х годов (С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский и др.). 80 – 90-е - время «субкультурного бума» в России и многообразных исследований на эту тему.
Слайд 8
Понятие «ядро культуры»
Ядро культуры – это своеобразная общая
основа пространства культуры, которая состоит из норм, правил, значений,
символов и традиционных ценностей, образовавшихся в результате слияния в одно целое ведущих доминант общественного развития: этнических, религиозных, социальных, психологических и др., направленных на безопасность (предотвращение, защиту, сохранение) той или иной цивилизации.
Слайд 9
Функции «ядра культуры»
Ядро культуры концентрирует в себе нормы,
стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей,
выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого.
Сохранение и передача самоидентичности социума (высокая устойчивость и минимальная изменчивость);
Функция генетического механизма (хранение информации об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности и этнического потенциала).
Слайд 10
«Ядро культуры» составляют:
Национальный менталитет, самосознание, специфический способ «переживания
жизни», характерный для того или иного этноса.
2. Своеобразная общая
основа пространства культуры, которая состоит из норм, правил, значений, символов и традиционных ценностей, образовавшихся в результате слияния в одно целое ведущих доминант общественного развития: этнических, религиозных, социальных, психологических и других, направленных на безопасность (предотвращение, защиту, сохранение) той или иной цивилизации.
3. Совокупность черт, наиболее непосредственно связанных с деятельностью по производству средств существования и с экономическим устройством общества, а также социальные, политические и религиозные институты, тесно взаимодействующие с производством средств существования.
Слайд 11
Среда возникновения молодежных субкультур
Известно, что наибольшее количество субкультур
возникает в молодежной среде. Это объясняется тем, что молодежь
– наиболее чуткая и мобильная группа, которая наиболее быстро воспринимает все новые идеи и новые формы досуга, а существующие формы культуры не всегда могут удовлетворить ее интересы.
В таких группах складываются специфические нормы, правила поведения, иерархия статусов, группа позиционирует себя с помощью определенной символики, стиля и т.д. Многие авторы используют понятие «молодежная субкультура», определяя так субкультуру молодого поколения вообще, но внутри молодежной субкультуры существует еще множество субкультурных образований (например, субкультура панков, хиппи, ролевиков и др.).
Слайд 12
Причины возникновения субкультур
Возникновение субкультур обусловлено самим фактом существования
и развития социальных отношений. Кроме того, этот процесс нормален
и необходим, так как ведет к обогащению уже существующих культур в обществе.
Возникновение контркультур и субкультур явление нормальное, так как доминирующая культура упорядочивает только часть символического пространства данного общества, она не способна охватить все многообразие явлений и оставшуюся часть делят субкультуры и контркультуры .
Гуревич П.С. ссылается на К. Мангейма при объяснении появления и устранения субкультур. Ведущий строй культуры, как считает Мангейм, при этом всегда сохраняется. Он использует традиции философии жизни: культурные цели уподобляет жизненным, а субкультуры – это следствия тех различий, которые характерны для разных поколений людей. Таким образом, Мангейм полагал, что субкультуры – явление молодости, периода «брожений», которые неизбежны в период возрастной адаптации.
Слайд 13
Элементы субкультуры
Определения субкультуры часто содержат набор составляющих частей
: «субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения
и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающиеся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней».
Среди важнейших элементов можно выделить следующие:
«картина мира»
Язык и терминология, сленг,
специфические ценности,
нормы поведения,
установки,
жизненный стиль,
символика и мода и т. д.
Слайд 14
Понятие «картина мира»
Одной из основных составляющих субкультуры является
картина мира (она же причина субкультурной стратификации общества).
«Картина мира»
- Устойчивая социальная группа порождает субкультуру – общность картин мира, своеобразный «сгусток» норм, идей, ценностей и идеалов, т.е. особое «субкультурное сознание».
Определяет ценностный внутренний компонент представителей субкультуры и внешний (мода, манера поведения и т.д.)
Слайд 15
Функции субкультур
обновление норм и ценностей традиционной культуры;
обеспечение социально-психологической
принадлежности к группе;
Социализации;
социально-культурной преемственности;
компенсаторная (содержание контркультурных ценностей и идеалов);
индивидуализация
молодежи в рамках её субкультуры.
Слайд 16
Классификации субкультур по разным основаниям:
на основе половозрастных общностей
(молодежная субкультура);
на основе религиозных общностей (православные и др.);
на основе
социально-профессиональных общностей (рабочие);
на основе этнических общностей (башкиры и др.).
Слайд 17
классификация по социально-правовому признаку:
просоциальные или социально-активные. Характеризуются позитивной
направленностью деятельности (например, группа экологической защиты);
асоциальные или социально-пассивные. Характеризуются
нейтральной деятельностью по отношению к социальным процессам (например, музыкальные и спортивные фанаты);
антисоциальные (например, панки, наркоманы, преступные группировки и др.).
Слайд 18
По направленности интересов:
увлеченные современной молодежной музыкой;
стремление к правопорядковой
деятельности;
активно занимающиеся определенными видами спорта;
спортивные фанаты;
философско-мистические;
защитники окружающей среды.
Слайд 19
По способу времяприпровождения:
со способом времяпрепровождения (фанаты, геймеры);
с социальной
позицией (экокультурные);
с образом жизни («системники» и их многочисленные ответвления);
Виртуальные
субкультуры (Интернет)
альтернативное творчество – официально не признанные живописцы, скульпторы, писатели, музыканты и др.).
Слайд 20
Музыкальные субкультуры
Хиппи;
Пацифисты;
Поклонники рок-музыки (панк-рока, готик-рока);
Битники;
Растаманы;
Металлисты;
Панки;
Представители хип-хоп культуры;
Эмо-киды;
Киберпанки (ответвление
индастриал-рока).
Слайд 21
Хиппи
Поклонники рок-музыки
Битники
Растаманы
Металлисты
Слайд 23
Индустриальные (городские) субкультуры;
Футбольные фанаты.
Слайд 24
Интернет сообщества и интернет-культуры
С середины 90-х годов 20-го
века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные
субкультуры.
Самой первой можно считать Фидо-сообщество.
хакеры
Геймеры
Блоггеры и т.д.