Слайд 2
Процесс цивилизации аппетита
Работа социолога С.Меннела "Процесс цивилизации аппетита" базируется
на цивилизационном подходе Н.Элиаса. Основная идея Элиаса постулирует, что
в обществе существует тенденция к тому, чтобы все больше и больше аспектов повседневной жизни становились все более подконтрольными обществу с развитием рациональности поведения.
Слайд 3
Однако в своем труде С.Меннел интересуется скорее вопросом
изменений в регулировании аппетита в количественном смысле, чем трансформациями
вкусов и качества еды. Эти изменения, по его мнению, повлекли долгосрочные изменения в структуре общества, в манерах поведения, в выражении чувств и повлияли на становлении такого механизма, как аппетит. Таким образом, С.Меннел в своей работе пытается понять, можно ли на основе идей Элиаса прийти к понятию управления аппетитом.
Слайд 4
Голод и аппетит
По мнению С.Меннела, нужно понимать, что
аппетит - это не то же самое что голод.
Голод - это двигатель тела. Аппетит нужен для еды, но с другой стороны, в основном это состояние души, внутреннее желание, которое является установкой для голода. Аппетит индивидуума - это его желание и склонность есть, его интерес в потреблении продовольствия. Еда - это то, что человек делает. Аппетит - это его желание что-то делать, главным образом психологическое состояние.
Слайд 5
Мы думаем о голоде и аппетите как о
непосредственно связанных вещах, но фактически между ними не существует
родственных отношений. Мнимая связь между голодом и аппетитом обусловлена существованием такого явления, как «appestat» (это слово было создано по аналогии с термином «термостат»), под которым понимают измеритель уровня аппетита, служащий скорее психологическим, а не просто физиологическим, механизмом контроля, регулирующим рацион питания. Как и термостат, человеческий «appestat» может быть установлен слишком высоко или слишком низко относительно физиологического оптимального диапазона.
Слайд 6
Слишком высоко установленный рацион питания, является условием булимии
(болезнь, заключающаяся в чрезмерном потреблении пищи) и приводит чрезмерному
весу тела; а слишком низко – анорексии (болезнь, выражающаяся в невозможности приема пищи).
Слайд 7
Аппетит и чрезмерность питания
Многочисленные литературные произведения описывают банкеты
времен средневековья и вводят заблуждение относительно того, что же
на самом деле могли есть люди того времени. Горы продуктов и блюд, из них приготовленных, сочетаются с немногочисленностью приглашенных. Наличие обильного количества блюд говорила о состоятельности хозяина. Гости даже могли и не съесть всего, что было на столе. Для любого социального класса того времени было характерно чередование крайней скупости и расточительности. Некоторые признаки такого поведения сохранились и по сей день, и проявляются в проведении различных праздников, ярмарок и т.д. Еще одной причиной таких «пищевых оргий» в старые времена было большое количество опасностей (войны, эпидемии, пожары), угрожающих уничтожить весь урожай, поэтому люди порой предпочитали сразу съесть большое количество еды риску ее потери.
Слайд 8
Такое колебание между голодовкой и обжорством налагало особый
отпечаток на эмоциональную сторону жизни людей – они выражали
эмоции с большей свободой, и с легкостью переходили от смеха к слезам. Это в значительной степени могло быть связано с физиологическим эффектом от неадекватных и нерегулярных приемов пищи, порождало в человеке внезапные вспышки гнева, гиперчувствительность. Названные физиологические эффекты приема пищи в психологии человека не должны полностью игнорироваться, но и не стоит их переоценивать.
Слайд 9
Влияние голода на аппетит
Жизнь в средневековой Европе была
полна опасностей, и поэтому смертность оставалась очень высокой. Средняя
продолжительность жизни мужчин приблизительно была равна 30 годам. Европу сотрясали различные эпидемии, войны и прочие многочисленные бедствия, и все же от голода погибало гораздо больше людей, чем от болезней. Голод делает людей более восприимчивыми и к болезням, поэтому люди, пережившие голодовку, погибают оттого, что их ослабленный организм не выдерживает натиска болезни.
Слайд 10
Боязнь голода и даже голодной смерти были обычны
для средневековой Европы: темы голодания и прямого людоедства, столь
обычные в фольклоре – явные свидетельство распространяющегося страха дефицита продовольствия.
Слайд 11
Голод в любом случае - это не просто
неудача урожая. Историки утверждают, что даже во времена голода
продовольствие было доступно. Люди голодали из-за их неспособности управлять продовольствием на основе правовых отношений, то есть отношений собственности, обмена, занятости, социального обеспечения. Другими словами, последствия неудачного урожая сказываются сильнее всего вследствие социальной взаимозависимости людей.
Слайд 12
В основном нехватка продовольствия обусловливалась неадекватной системой транспортировки.
Частые задержки продовольствия в пути обрекали на голодовку целые
города и территории. Выходом из этой ситуации стало снабжение большими городами своих более мелких соседей продовольствием. Важной причиной того, что бунты продовольствия были все еще обычны в восемнадцатом столетии в Англии и Франции , был конфликт между национальными рынками продовольствия и местными потребностями.
Слайд 13
Промышленно развитые страны в конечном счете постепенно
пришли к росту разнообразия доступных пищевых продуктов и улучшению
пищевого рациона как нижних, так и верхних социальных классов; в менее развитых странах во многих регионах, напротив, возникла специализация только на немногих сельскохозяйственных товарных культурах, итогом чего стало сокращение разнообразия питания.
Слайд 14
Внешние факторы ограничения аппетита
В обстоятельствах угрозы голода контроль
над аппетитом, как считает Меннел, был одной из самой
неотложных проблем для огромного большинства европейцев от эпохи средневековья до позднего капитализма. На первый взгляд в средневековой Европе было по крайней мере три института, влиявших на контроль над аппетитом: церковь (путем установления постов, т.е. голодовок); государство (на основе законов, регулирующих расходы и потребление); медицина (путем убеждения). Меннел полагал, что эти условия сложились на основе внешних обстоятельств жизни общества, и только затем повлияли на контроль над аппетитом.
Слайд 15
Участие в постах было обязательно по различным церковным праздникам,
дням святых и в целом считалось признаком благочестия. Во
время поста можно было есть только хлеб и воду раз в сутки, но в некоторых случаях разрешались овощи. На мяса и рыбу фактически налагалось табу. Однако вскоре Церковь начала делать различные послабления относительно разнообразия диеты во время поста, а некоторые религии (протестантизм) вообще не одобряли участие в нем. Но для бедных даже не в периоды поста не было большого разнообразия в том, что они ели.
Слайд 16
Ограничивающие законы на застолья в прошлом существовали в Англии
и Франции. Банкеты могли устраивать только феодалы, которым вменялось
в обязанность делится с менее обеспеченными людьми, но реально они были элементами показного потребления. Закон ограничивал количество блюд на столе не только во время банкетов, но и в повседневной жизни, но нельзя сказать, чтобы он был эффективен. Ограничительные законы были тщетной попыткой установить зависимость между количеством пищи и социальным рангом.
Слайд 17
Медицинское мнение, по мнению Менннела, хотя и повлияло на контроль
над аппетитом, но в меньшей степени, чем это принято
считать, так рациональности самой по себе не достаточно, что бы воспитать аппетит. Медицина уже давно проповедует идею, что воздержание в пище способствует здоровью организма, пропагандирует здоровое питание. И хотя престиж врачей растет, не следует переоценивать их влияние на умы людей. Только в последние десятилетия люди стали больше обращать внимание на состав пищи, ее калорийность, следовать диете не только при болезни, а для поддержания своего здоровья.
Слайд 18
Причины отказа от различных видов пищи
Маннел выделяет четыре
причины отказа от определенных видов пищи:
воспитанная неспособность наслаждаться этими
видами пищи (традиции);
опасение последствий от определенных видов пищи;
боязнь потери статуса;
моральные принципы.
Слайд 19
задания
1.В чем, по мнению Меннела, различие между голодом
и аппетитом?
2.Какие институты в средневековой Европе влияли на контроль
над аппетитом?
3.Назовите основные причины отказа от различных видов пищи?
государство