Слайд 2
1. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания
Наивысшего
развития физическая культура и спорт достигли в VIII –
IV вв. до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции.
В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины.
Слайд 3
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СПАРТЕ
Центральной задачей физического воспитания
было формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях,
отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей с рождения не пеленали, чтобы они выросли закаленными.
Слайд 4
Детей, достигших 7-летнего возраста, отнимали у родителей и
передавали в распоряжение государственных воспитателей. Воспитатели закаляли детей, приучали
переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики.
Слайд 5
Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки
в 15-летнем возрасте был выработан обычай – криптий. Он
означал испытательный год, в течение которого 30-40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнастика).
Слайд 6
Криптии – испытания, в ходе которых отряды подростков
ночью врывались в деревни рабов и истязали наиболее сильных
и непокорных.
Эйрены – возрастная категория от 14 до 20 лет
Слайд 7
Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили
в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30
лет.
До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство.
Слайд 8
Эфебы – мужчины в возрасте с 20 лет,
служащие в армии
Слайд 9
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В АФИНАХ
Воспитательная и образовательная системы в
Афинах в V – VI вв. до н.э. не
ограничивались только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Слайд 10
Дети до 7 лет воспитывались в семье под
наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали
воспитываться дома, а юноши до 16 лет посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической (от слова «муза»; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и гимнастической школах (гимнос – обнаженный). В гимнастических школах – палестрах (пале – борьба) – обучались с 12 лет, с 14 лет продолжали обучение в мусической школе.
С 16 – 18 лет юношей после гимнастических и мусических школ определяли в гимнасий. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо занятий физической культурой изучались политика, философия и литература.
С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию эфебию, где они несли военную службу.
Слайд 11
Палестра – помещение для борьбы
Гимнасии - государственные учебные
заведения.
Слайд 12
2. Содержание греческой гимнастики и агонистики
Слайд 13
В Древней Греции различали два метода применения физических
упражнений: гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику –
специальную подготовку и участие в состязаниях.
Слайд 14
Гимнастика состояла из палестрики, орхестрики и игр.
Агонистика
- система общегреческих состязаний.
Агон – состязание, соревнование
Орхестрика –выполняемые
под музыку упражнения в танцах и беге, прыжках, приседания и различные виды игры в мяч
Слайд 15
В палестрику входили разнообразные упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую
подготовку.
Основу палестрики составляло пятиборье (пентатлон), которое включало: бег
на одну стадию – стадиодром (около 200 м), прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу. В палестрику также входили: панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, фехтование, стрельба из лука и др.
Слайд 16
Пентатлон – пятиборье, включавшее бег, прыжок в длину,
метание диска и копья, борьбу.
Палестры (пале – борьба, палестра)
– помещение для борьбы.
Стадий – единица длины, 192 м 27 см.
Стадиодром - бег на один стадий.
Диаулос - бег на 2 стадия.
Долиходром - бег на длинную дистанцию, примерно 25 стадий.
Панкратион – соединение борьбы и кулачного боя.
Слайд 17
В орхестрику входили различные ритуальные упражнения и танцы
для развития пластики и грации, формирования осанки, красивых форм
тела, красивых телодвижений, выполняемых обычно под музыку.
Слайд 18
Игры, в основном подвижные, использовались главным образом при
занятиях с детьми. Были игры с мячом (сферистика), колесом,
клюшкой, палкой, в кости, перетягивания, игры с преодолением сопротивления партнера, удерживанием равновесия, качели и др.
Слайд 19
Одной из задач физического воспитания было привитие навыков
борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Этот подход
лежал в основе стройной системы соревнований, которую греки называли агонистикой.
Агонистика распадалась на гимнастические игры и состязания, а также мусические соревнования (музыка, танцы, поэзия).
Слайд 20
Соревнования – агоны – проводились ежегодно во всех
греческих полисах. Они были непременной частью любого праздника и
всегда проводились в присутствии зрителей.
Некоторые из агонов переросли местное значение и приобрели общегреческий – панэллинский – статус.
Слайд 21
Древние греки были язычниками и посвящали агоны своим
любимым богам. Из гимнастических агонов большой популярностью пользовались Истмийские
игры (в Дельфах) в честь бога морей Посейдона, Панафинейские игры (в Афинах) посвящались богине Афине Палладе. Однако из всех игр наибольшее значение имели Олимпийские игры, проводившиеся в честь главного бога – Зевса Олимпийского.
Слайд 23
Афина – богиня неба, повелительница туч и молний,
богиня плодородия, покровительница мирного труда
Слайд 24
Зевс – верховный бог греков, царь и отец
богов и людей
Слайд 25
Олимпийские игры проводились в Олимпии, расположенной в западной
части Пелопоннесского полуострова. Здесь, у подножия горы Кронос, в
долине реки Алфей, до сих пор зажигается олимпийский огонь современных Игр.
Одна из главных причин возникновения игр – потребность в воспитании воинов, демонстрация превосходства военной и аристократической знати в области военно-физической подготовки.
Слайд 26
Первые известные истории Олимпийские игры отмечены 776 г.
до н.э.
На Олимпийских играх древнего периода не могли участвовать
в состязаниях женщины, неполноправные граждане, варвары и те, против которых было возбуждено уголовное дело.
Слайд 27
В преддверии проведения Игр прекращались все распри и
войны. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии
с оружием. Нарушителя ждал суровый штраф около 27 кг чистого серебра. Но страшней разорительного штрафа было проклятие, которое боги посылали на нарушителя олимпийского перемирия. Строгому наказанию подвергались и люди, оскорбившие путника, идущего на олимпийский праздник, их ждало отлучение от Игр на две Олимпиады!
Слайд 28
Экехейрия - общегреческое перемирие, которое объявлялось на период
проведения Игр.
Слайд 29
Выступать на Играх – это была большая честь
и ответственность. Каждый атлет должен был 10 месяцев готовиться
дома и еще месяц тренироваться в Олимпии. Да не как-нибудь, а очень упорно. За будущими олимпийцами внимательно и строго наблюдали элладоники – судьи и распорядители Игр. Они не только отвечали за подготовку атлетов, но и следили за тем, чтобы места соревнований были в надежном порядке. Элладоники награждали победителей и налагали штрафы на провинившихся.
Слайд 30
Элланодики – люди, которые обеспечивали организацию игр и
судейство на них
Слайд 31
Игры проводились в местечке Олимпия, расположенном у подножия
горы Кронос. Сначала они продолжались один день и состояли
из одного вида состязаний – бега на один стадий (стадий – единица длины, 192 м 27 см). Этот вид состязаний имел два названия – стадиодром и аулос (бег на 1 стадий под звуки музыкального инструмента аулоса).
Слайд 32
Программа Олимпийских игр изменялась следующим образом:
на XIV
Олимпиаде (724 г. до н.э.) в программу состязаний был
включен диаулос (бег на 2 стадия);
на XV (720 г. до н.э.) – долиходром (бег на длинную дистанцию, примерно 25 стадий);
на XVIII (708 г. до н.э.) – пентатлон;
на XXIII (688 г. до н.э.) – кулачный бой;
на XXV (680 г. до н.э.) – заезды колесниц;
на XXXIII (648 г. до н.э.) – верховая езда и панкратион (соединение борьбы и кулачного боя).
К 688 – 680 гг. до н.э. продолжительность Игр увеличилась до 4 – 5 дней
Слайд 33
Семь веков в Играх участвовали только греки, а
затем в них получили право соревноваться атлеты из Сирии,
Александрии, Вавилона и др.
Олимпийские игры проводились непрерывно 1170 лет. На эти соревнования спортсмены собирались 293 раза.
Слайд 39
К IV в. до н.э. на общеэллинских играх
стали разыгрываться значительные по стоимости призы, что оказалось важным
материальным стимулом в стремлении к победе на состязаниях. Источником пополнения рядов профессиональных атлетов стала наемная армия, появившаяся в греческих городах-государствах. Одним из результатов материальной заинтересованности в исходе состязания стал подкуп соперников. На Олимпийских играх с этим пытались бороться с помощью штрафов. Уличенный в подкупе атлет должен был установить за свой счет статую Зевса (зана) на специальной аллее в Олимпии
Слайд 40
Атлет – человек, принимающий участие в состязаниях за
плату
Слайд 41
Эти события имели и негативные последствия. Профессионализация участников
состязаний способствовала изменению структуры греческой физической культуры: одним ее
полюсом стала физическая культура богатых греков, эволюционировавшая в направлении пассивного ухода за телом, другим – профессиональная атлетика. Подавляющее большинство греков оказалось в пассивной зрительской позиции по отношению к физической культуре. Таким образом, проявился кризис греческой физической культуры, который совпал с общим культурно-экономическим упадком Древнего мира.
Слайд 42
Условной датой прекращения существования эллинской физической культуры можно
назвать дату запрещения Олимпийских игр императором Феодосием I в
394 г.
Спортсооружения были разрушены, а землетрясение стерло Олимпию с лица Земли. Идея Игр была предана забвению на 1000 лет.
Слайд 43
3. Зарождение педагогической мысли в области
физического воспитания
В Древней
Греции происходит зарождение педагогической теории физического воспитания. В трудах
древних философов и ученых – Платона, Аристотеля и др. – было высказано много ценных мыслей о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования.
Слайд 44
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) –
представитель афинской аристократии, философ-идеалист – обосновывал теорию гармонического развития
духовных и физических качеств рабовладельцев. Платон был сторонником спартанской системы воспитания со значительным расширением в ее рамках умственного образования. Большое внимание философ уделял воспитанию дошкольников, игры детей строились таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых.
Слайд 45
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) –
крупнейший ученый-философ, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского.
Считал,
что тело и душа человека существуют неразрывно. Физическое воспитание предшествует умственному воспитанию. Аристотель, в отличие от Платона, порицал спартанскую систему воспитания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гимнастическому образованию придавали «атлетическое» направление, что, по его мнению, мешало естественному развитию детей.