Слайд 2
Чайная церемония (яп. 茶の湯 тя-но ю) — специфическая ритуализованная
форма совместного чаепития, созданная в Средние века в Японии
и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.
Слайд 3
Порядок и символика чайной
церемонии
В целом действие чайной
церемонии представляет собой специально организованную и упорядоченную встречу хозяина — чайного мастера — и его гостей для совместного отдыха, наслаждения красотой, беседы, сопровождаемых употреблением чая. Церемония проводится в специально оборудованном месте и состоит из нескольких действий, совершаемых в строгом порядке.
Традиционные виды церемонии
Ночная церемония. Обычно проводится при луне. Сбор гостей происходит незадолго до полуночи, завершается церемония не позже четырёх часов утра. Особенностью ночной церемонии является то, что порошковый чай готовят непосредственно во время церемонии, перетирая в ступке чайные листья, и заваривают очень крепко.
На восходе солнца. Церемония начинается в три-четыре часа утра и продолжается до шести утра.
Утренняя. Проводится обычно в жаркую погоду (когда утро — наиболее прохладное время), начинается около шести утра.
Послеобеденная. Начинается около часа пополудни, из еды подаются только пирожные.
Вечерняя. Начинается около шести часов пополудни.
Специальная (риндзитяною) церемония проводится по особым случаям: праздник, специально организованная встреча друзей, празднование какого-либо события. Чайную церемонию могли проводить, готовясь и к важнейшим событиям, например, к битве или к ритуальному самоубийству. Тут особую роль играл «мастер чая». Он должен был обладать великими внутренними качествами. Ему предстояло укрепить своего гостя или гостей перед ответственным шагом.
Слайд 5
Место проведения церемонии
Классическая чайная церемония проводится в специально
оборудованном месте. Обычно это огороженная территория, войти на которую
можно через массивные деревянные ворота. Перед проведением церемонии, во время сбора гостей, ворота открываются, давая гостю возможность войти, не беспокоя хозяина, занятого подготовкой. На территории «чайного комплекса» находится несколько строений и сад. Детали их расположения не стандартизуются — в каждом конкретном случае стараются создать максимально эстетичный ансамбль, естественно вписывающийся в местность и создающий впечатление «продолжения природы». Непосредственно за воротами располагаются вспомогательные строения: «прихожая», где гость может оставить вещи и переменить обувь, а также павильон, где гости собираются перед началом церемонии. Главное строение — чайный домик (тясицу) — находится в глубине чайного сада (тянива). Чтобы попасть туда, нужно пройти через сад по выложенной камнем дорожке (родзи).
Слайд 6
Чайный сад (тянива)
Чайный сад невелик. В целом он
обычно является своеобразной моделью небольшого фрагмента горного склона, поросшего
лесом. Все его элементы подбираются так, чтобы создавать настроение спокойной отрешённости. В ясную погоду он защищает от яркого солнца, создавая спокойный полумрак. В саду высаживают различные вечнозелёные кустарники, бамбук, сосны, кипарисы. Также в нём в «естественном» порядке, имитирующем природный беспорядок и случайность, располагаются камни, поросшие мхом, и старые каменные фонари. Если церемония проводится в тёмное время суток, фонари зажигают, чтобы осветить путь гостей к чайному домику. Свет фонарей неяркий, достаточный лишь для того, чтобы видеть путь, он не должен сам по себе привлекать внимание и нарушать сосредоточение.
Слайд 8
Дорожка к чайному домику (родзи)
Отдельного описания заслуживает дорожка,
ведущая от входа через сад к чайному домику. Она
выложена камнями (обычными, природными, имеющими разные формы и размеры) и выглядит не как искусственный тротуар, а как каменистая тропинка в горах, естественно вписываясь в картину чайного сада. Название «родзи» в буквальном переводе означает «земля, покрытая росой». По преданию она восходит ко времени сёгуна Асикаги, которого обучал чайной церемонии Мурата Дзюко — на пути к чайному домику для сёгуна выкладывали на траве дорожку из листов бумаги, чтобы одежды правителя не намокли от росы. В конце родзи, у входа в чайный домик, находится каменный колодец, из которого гости берут воду для омовения перед церемонией.
Слайд 9
Чайный домик (тясицу)
Чайный домик является основой воплощения в
чайной церемонии принципа «ваби» — естественности и простоты. В нём
не должно быть ничего нарочитого, резко выделяющегося.
Чайный домик состоит из единственной комнаты, в которую ведёт вход, узкий и низкий, так что пройти в него можно только сильно наклонившись. Такая конструкция входа имеет символический смысл — она заставляет любого, кто входит в домик, низко поклониться, независимо от его общественного положения. В прошлом низкий вход давал ещё один эффект — самурай не мог войти в чайный домик с длинными мечами, и оружие приходилось оставлять снаружи. Это также символизировало необходимость оставить за порогом все заботы, одолевающие человека в мире, и сосредоточиться на церемонии.
Окон в чайном домике может быть довольно много — шесть-восемь, различного размера и формы. Как правило, расположены они высоко, и предназначены не для того, чтобы смотреть наружу, а лишь для пропускания в дом необходимого количества света. Иногда, если из домика открывается особенно приятный вид, рамы могут раздвигаться, чтобы гости полюбовались красотой природы, но чаще окна в чайном домике закрыты.
Внутреннее убранство домика очень просто — стены отделаны серой глиной, чтобы отражённый ими свет создавал ощущение спокойствия и нахождения в тени, пол устлан татами. Самая важная часть домика — токонома, — ниша в стене, расположенная напротив входа. В нише перед церемонией помещается курильница с благовониями, цветы и свиток с изречением, как правило, в дзен-буддийском стиле, которое чайный мастер специально подбирает к каждому конкретному случаю. В центре комнаты располагается бронзовый очаг, на котором и готовится чай. Перед церемонией промытый пепел выкладывается в очаге в форме «долины с двумя горами», на него кладутся угли и разводится огонь.
Слайд 12
Внутри чайного домика (Музей искусства Дальнего Востока, Берлин)
Слайд 13
Посуда и принадлежности
Утварь, используемая в ходе чайной церемонии,
должна составлять единый художественный ансамбль, что не означает непременного
однообразия, но требует, чтобы предметы подходили друг к другу и ни один из них не выделялся резко из общего набора. Для церемонии необходима шкатулка для хранения чая, котёл или чайник, в котором кипятится вода, общая чаша для совместного питья чая, чаши для каждого из гостей, ложка для насыпания чая и мешалка, которой хозяин размешивает чай во время приготовления. Все предметы должны быть простыми, скромного вида и почтенного возраста, отражающегося в их виде. Как правило, чай хранится в простом деревянном ящичке, котёл или чайник — вполне обычный, медный, ложка для чая и мешалка — бамбуковые. Чаши применяются простые, керамические, достаточно грубой работы, без нарочитых украшений. Вся утварь безукоризненно чиста, но при этом никогда не начищается. В отличие от европейцев, натирающих металлическую посуду до зеркального блеска, придающего предметам вид новых, только что изготовленных, японцы предпочитают, чтобы предметы сохраняли «память о своём прошлом» — потемнение от времени, следы длительного использования. «Старый» вид утвари — один из элементов эстетики чайной церемонии.
Слайд 16
Посуда и принадлежности для проведения чайной церемонии
Слайд 18
Порядок проведения церемонии
Перед церемонией гости собираются вместе в
одной комнате. Здесь им подаётся горячая вода в небольших
чашках. Назначение этого этапа — создать у гостей общее настроение, связанное с ожиданием предстоящей церемонии как важного и приятного действия, встречи с прекрасным.
Затем гости отправляются через сад к чайному домику. Переход через чайный сад по выложенной камнями дорожке считается очень важным — он символизирует удаление от суеты, отход от повседневности.
В конце дорожки, перед чайным домиком, гостей встречает хозяин. После сдержанного взаимного приветствия гости подходят к находящемуся тут же каменному колодцу и совершают обряд омовения. Вода зачерпывается лежащим тут же маленьким ковшиком на длинной деревянной ручке, гость омывает руки, лицо, прополаскивает рот, после чего омывает после себя ручку ковшика. Обряд омовения символизирует телесную и духовную чистоту.
Слайд 19
После омовения гости проходят в чайный домик и
располагаются там. Прохождение через низкий и узкий вход символизирует
окончательный выход за границы обыденного мира.
На момент прибытия гостей огонь в очаге уже горит, котёл с водой стоит над огнём. Войдя в домик, гость в первую очередь должен обратить внимание на нишу напротив входа — токонома. Перед приходом гостей хозяин вывешивает там свиток с изречением, а также помещает букет цветов и курильницу. Изречение определяет тему, которой посвящается церемония, и передаёт душевное состояние хозяина. Хозяин входит в чайный домик последним, причём не сразу после гостей, а немного погодя, чтобы дать гостям возможность без спешки рассмотреть и оценить предметы в токонома.
Войдя в домик, хозяин кланяется гостям и занимает своё место — напротив гостей, около очага. Рядом с местом хозяина расположены необходимые для приготовления чая предметы: деревянная шкатулка с чаем, чаша и бамбуковая мешалка. Пока вода в котле нагревается, гостям подаётся кайсэки — лёгкая еда, состоящая из простых, не сытных, но изысканных блюд, предназначенных не для насыщения, а для снятия дискомфорта, вызванного чувством голода
Слайд 20
Вагаси - традиционные японские сладости
Слайд 21
Самая важная часть церемонии — приготовление и питьё густого
порошкового зелёного чая
Крепкий койтя
Обычно для церемонии используется специальный чай
маття – так называют особый способ обработки листьев, которые сначала высушивают, а затем измельчают в порошок. Во время чаепития его заливают горячей водой, взбивают до состояния пены и получают ароматный и слегка горьковатый напиток (в повседневной жизни его не пьют). Чай может быть крепким или легким, кстати, от этого зависит, какой будет церемония.
Если готовится густой напиток «койтя», на «чаепитие», как правило, новички не допускаются. Для чая берут больше порошка, чем обычно, доливают меньше воды и как бы растирают густую массу, поэтому заваренный напиток становится похожим на расплавленный шоколад. Хозяин готовит его в одной чаше для всех приглашенных, поэтому гости дегустируют его по очереди. Если вдруг тебе посчастливится оказаться в числе избранных, сделай три с половиной глотка, затем вытри салфеткой место, к которому прикасались твои губы, и передай чашу соседу. Следующий участник действа должен отхлебнуть там же, чтобы густой зеленый чай не оставил внутри посуды новой «дорожки». Перед койтя подают сладости – омогаси, сделанные в основном из фасолевой массы.
Легкий усутя
Когда готовят легкий чай ( «усутя»), в комнате царит более свободная атмосфера, и гости ведут непринужденную беседу. К нему подают сладости хигаси – это может быть печенье, конфеты, мармелад, сухофрукты. Хозяин заваривает одну чашку с ароматным напитком и отдает ее первому гостю. Но каждый гость должен выпить только одну порцию. Если хозяин предложит тебе вторую, просто похвали его за мастерство, но откажись от добавки.
Слайд 22
С этого момента начинается следующая стадия церемонии — хозяин
готовит лёгкий чай в отдельной чашке для каждого из
гостей. Начинается беседа. Эта часть церемонии — отдых, во время неё не говорят о делах, повседневных заботах. Предметом обсуждения становится свиток в токонома, изречение, написанное на нём, красота цветочной композиции, чаша, другая утварь, сам чай.
По завершении беседы хозяин, ответив на все вопросы гостей, с извинением покидает чайный домик, показывая тем самым, что церемония подошла к завершению. В отсутствие хозяина гости осматривают очаг, на котором готовился чай, ещё раз обращают внимание на цветы в токонома, которые к моменту завершения церемонии должны раскрыться. Раскрывшиеся цветы служат напоминанием о времени, проведённом вместе участниками церемонии.
Пока гости покидают чайный домик, хозяин находится вблизи от его входа, молча кланяясь уходящим. После ухода гостей хозяин некоторое время сидит в чайном домике, вспоминая прошедшую церемонию и восстанавливая в памяти оставшиеся от неё ощущения. Затем он уносит всю утварь, убирает цветы, протирает татами в домике и уходит. Уборка символизирует подведение окончательного итога происходившему. Чайный домик возвращается в то же состояние, в котором находился до церемонии.
Слайд 24
Без стола и стульев
В традиционной чайной комнате нет
стульев, ведь на татами принято располагаться на коленях. Если
вдруг во время церемонии твои конечности затекут, сядь немного набок. Мужчинам дозволяется устроиться по-турецки. А вот вытягивать ноги вперед нельзя – это считается неприличным. Если уж тебе станет совсем невмоготу, лучше привстань, разомнись и вновь прими правильную позицию. Кстати, иногда ради иностранных гостей церемония проводится за обычным столом. Оказавшись за ним, помни главное правило – не наклоняйся над чашкой: в Японии это не принято.
Слайд 25
Этикет одежды
Традиционная одежда для чайной церемонии – кимоно.
Конечно, иностранцам дозволяется не надевать национальный японский наряд, но
определенный дресс-код соблюдать все-таки необходимо. Поскольку сидеть придется на коленях, от мини лучше откажись. Обычно женщины приходят в длинных свободных юбках (брюки не приветствуются), а мужчины – в широких удобных брюках (не в обтягивающих джинсах).
Обувь всегда остается за порогом чайной комнаты – ходить по татами можно только в белых носках без рисунка. Перед церемонией также придется снять наручные часы (это место существует вне времени) и расстаться с кулонами, серьгами, кольцами и браслетами – украшения отвлекают от чая и мешают сосредоточиться. По той же причине лучше не использовать яркую косметику и отказаться от духов, которые способны заглушить естественный аромат бодрящего напитка.
Слайд 26
Веер, платок и бумага
Каждый гость должен принести с
собой на церемонию три вещи: белый носовой платок (чтобы
вытирать руки после омовения), пачку специальной бумаги, на которую можно будет положить сладости, и веер – если ты кладешь его сложенным перед собой, значит, ограничиваешь личное пространство. Если же убираешь и прячешь за спину – показываешь, что все барьеры для общения убраны. Конечно, проверять на входе, есть ли в твоей сумке эти предметы, никто не будет. И вообще для иностранных гостей их, скорее всего, приготовит сам хозяин.