Слайд 2
Содержание
1. Введение.
2. Украинский национальный костюм и
его
влияние на современную моду.
а) Декорирование.
б) Мужская одежда.
в) Женская одежда.
3.
Заключение.
4. Список литературы.
Слайд 3
1. Введение.
Одежда несёт в себе образную характеристику не
только отдельного человека, но и нации, народности и даже
целой эпохи. Первой одеждой человека были шкуры животных, первые «ткани», которыми обёртывали тело, создавались из пенки и трав. Материалы и способы их производства диктовали формы одежды. Из грубых и жёстких материалов создавались несложные по конструкции формы, а появившиеся позже более сложным силуэтам костюма.
Слайд 4
На Украине большое влияние уделяется сохранению материальной культуре
прошлого. Предметом изучения стала старинная утварь, народная национальная одежда,
изделия домашнего убранства, украшения. Ведь история одежды с древних времён до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. И поэтому каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагает свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей.
Традиционный украинский костюм - это яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты, серебро и кораллы... Южнорусская простота с привкусом восточной роскоши, любовь к которой украинцы переняли у соседей-кочевников, и налетом западной изысканности, доставшейся в наследство от других соседей, поляков, - вот что такое украинский костюм.
Слайд 6
В прошлом основным материалом для народной одежды на
Украине служило домотканое полотно из конопли или льна. Из
него шили мужские и женские рубахи, штаны, фартуки, иногда и летнюю верхнюю одежду. Широко использовались и шерстяные ткани, как местного производства, так и привозные. Как и в одежде других народов, в украинской значительные различия определялись географическими и хозяйственными особенностями отдельных регионов, а также социальными факторами.
Слайд 7
Декорирование одежды.
Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, звезды), растительными.
Способов вышивания и их разновидностей имелось много.
Вариантом
последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью.
Известная техника «гладь» обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение.
Слайд 9
По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на
одноцветные, двухцветные. Первые характерны для Польши, двухцветныеные - для
Западного Подолья и Карпат.
Для вышивок северной части Украины характерен красный цвет. Вышивка этих районов аналогична русской и белорусской.
В средней полосе Украины красные цвет встречается наряду с синим, реже - с черным.
В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. В Подолье черный цвет встречается в соединении с красным.
Слайд 10
Встречается вышивка, обогащенная бисером и металлическими украшениями, что
сближает ее с молдавской и южнославянской.
В Украинском художественном
костюме получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево.
Этот мотив характерен как для одежды, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях.
Слайд 12
б) Мужская одежда.
Рубаху шили из трёх полотнищ домотканого
полотна с асимметричным расположением швов и длинным центральным размером,
застёгивающимся около ворота.
Большинство украинских рубах не имеет воротников. Ворот стягивали с помощью шнура или тесьмы, которые продёргивали через петельки, расположенные с обеих сторон. Рукава были пришивными, прямыми, длиной до запястья.
Различной была длина рубах: выше или ниже колена, что связано с определённым способом ношения.
Например: в Западной Украине рубаху носили поверх, а в центральной и восточных её районах заправляли в штаны.
Слайд 15
Различались по покрою и штаны. Портяницы кроились так
же, как и древнерусские порты, из двух прямых перегнутых
полотнищ, соединённых неширокой прямоугольной вставкой, стягивались у ступни и не имели пояса и карманов.
Держались штаны на ремне , продёрнутом через рубец верхнего края. Такие штаны носили в Полесье и западных областях Украины.
Их шили очень длинными, носили присборенными, заправленные в короткие чулки.
Шили штаны обычно из красного сукна и украшали несложной цветной вышивкой или простой обшивкой по боковым швам и низу.
Слайд 16
Наибольшее распространение имели шаровары.
Как и штаны, шаровары
держались на шнуровке. У казаков шаровары были с боковыми
карманами.
Шили их из домотканого полотна, сукна, а для праздничного костюма и из шёлка.
Наиболее распространённым цветом штанов у основной массы крестьян был белый, у казаков – преимущественно синий, реже – чёрный и красный.
Носили шаровары навыпуск и иногда их подвязывали у щиколоток или заправляли в сапог, делая очень низкий напуск.
Слайд 21
Безрукавка – короткая, до пояса одежда без рукавов.
В древности она делалась из цельной шкуры овцы мехом
внутрь и надевалась через голову и центральный пазушный разрез.
Другой вид безрукавки – распашной кептарь у гуцулов, туникообразного покроя из перегнутых пополам шкур, сшитых мехом внутрь, без бочков и клиньев, воротника с глубокими низкими проймами.
Нарядные кептари украшались шнурами, аппликациями из кожи, бахромой и металлическими бляшками.
Слайд 23
Сердак – наплечная одежда с рукавами, туникообразного покроя.
Он имел небольшие разрезы по бокам и на подоле,
прямые и широкие рукава и невысокий воротник – стойку.
Сердак из красного, тёмно – красного, серого, чёрного, реже белого сукна носили, как и другую верхнюю одежду, поверх кептаря.
Украшали сердак вышивкой, шнурами, бахромой и помпонами.
Важную роль в украинском мужском народном костюме играл пояс – широкая лента из плотной ткани с вытканным на ней узором, с бахромой или кистями на концах, который повязывался поверх штанов.
В повседневном костюме концы пояса не выпускали, а закладывали внутрь.
Популярным был широкий кожаный пояс – черес.
Слайд 25
Универсальной народной обувью украинцев были постолы из сыромятной
кожи. Их было несколько типов: с круглыми незашитыми носами.
Постолы надевали иногда на босые ноги, но чаще – на онучи или капци – носки, достигавшие до середины икр.
В Полесье носили лапти с онучами, а в горных районах Закарпатья бытовали суконные чулки – панчохи и капчуры, в которые заправляли штаны.
Сапоги (чеботы) использовали как повседневную обувь в основном городское население, казачество, а в качестве праздничной – и крестьянство (за исключением Закарпатья).
Слайд 28
Разнообразие головных уборов было обусловлено как региональной, так
и социальной спецификой населения. Повсеместно бытовали соломенные шляпы: были
с широкими полями и невысокой тульёй и различной формы шапки, сделанные из овчины.
Головные уборы мужчин на Украине очень разнообразны. Они шились из овчины, шерсти, войлока, сукна и других тканей. Они были в форме конуса, цилиндра и полушария. Форма головного убора, как правило, не зависела от ткани, из которой он был сшит. Один и тот же вид головного убора мог быть сшит из любой ткани.
Слайд 31
в) Женская одежда.
Украинская женская одежда особенно красочна
и разнообразна.
Рубахи шили из полотна разного качества, различной
длины, украшали нарядной вышивкой на плечах, рукавах, груди.
Бытовало несколько типов женских рубах.
Туникообразную рубаху кроили из перегнутого по утку полотнища. Она была распространена в Закарпатье и на Буковине.
Слайд 32
Другой вид рубахи – с поликами, густой сборкой
спереди и под ворот, с прямыми широкими рукавами –
был характерен для Левобережья и северных украинских земель.
Рубахи так называемого карпатского типа имели рукава, выкроенные вместе с поликами и пришитые к основной части.
Рукава были пышными, просторными, немного скошенными внизу.
Эти рубахи носили преимущественно в
Правобережье, в частности на Подолии, и в Карпатах.
Слайд 33
Основу женского костюма составляет длинная рубашка - сорочка.
Она длиннее мужской и состоит из двух частей -
нижняя часть шьется из более грубой материи.
Цельные женские рубахи у украинцев считались парадной одеждой, так что носили их исключительно по праздникам.
На западе Украины особой популярностью пользовались т.н. польские рубахи - с воротником.
На востоке предпочитали рубашки, собранные у ворота в мелкую сборку.
Широкий вышитый рукав также собирали у запястья в складки под манжет.
Слайд 34
Отличительная особенность украинской женской рубахи - богатая вышивка
не только по груди и рукавам, но и по
подолу.
Незамужние девушки носили подпоясанную нарядным кушаком рубаху на манер платья.
После свадьбы к рубахе добавлялась т.н. поясная одежда - понева.
Статусная деталь туалета, полагавшаяся исключительно замужним женщинам.
Понева - своего рода передник, только надевается он задом наперед.
У украинцев существовало две разновидности этого типа одежды: повседневные , а также праздничная (как правило - в крупную клетку).
Слайд 36
Изобилующий лентами и вышивками украинский женский костюм не
может считаться полным без украшений, которые должны были не
только радовать глаз, но и отгонять своим звоном всевозможную нечистую силу, беды и болезни.
С этой же целью - отогнать беды - носили на шее многочисленные образа, богато расшитые ладанки с мощами святых и молитвами.
Слайд 37
Женская обувь была сходна с мужской.
Шили их
из кожи (реже из сукна и бархата)
в форме
полуботинок с заострёнными
носками, на средних каблучках.
Слайд 38
Знаменитые украинские венки - классический головной убор незамужней
девушки - изготавливались из лент и искусственных либо живых
цветов.
Все эти цветы и ленты, украшавшие особым образом уложенные на голове косы, должны были образовывать нечто напоминающее богатую корону.
Слайд 42
В отличие от девичьих венков женские головные уборы
полностью укрывали волосы.
Появиться простоволосой, с непокрытой головой перед
людьми (будь то даже родственники) для украинской, да и для любой славянской женщины всегда считалось верхом неприличия.
Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был (а кое-где и по сей день, остается) обычный четырехугольный платок, прообразом которого на Украине считается головное покрывало (намiтка, перемiтка, серпанок) - длинное полотнище, завязывавшееся сзади так, чтобы концы свободно свисали вдоль спины
Слайд 46
3. Заключение.
Традиции украинской национальной одежды сегодня широко используется
художниками и модельерами при создании современной одежды.
Слайд 47
Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего
развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду
людей. Поэтому в наши дни художники – модельеры всё чаще обращаются к народным традициям. Они не копируют национальный костюм, а берут от него богатство колористических сочетаний, разнообразие орнаментальных мотивов, выразительность геометрического строя.
Использование художниками – модельерами элементов народного костюма придаёт современным модным формам живость, нарядность, многообразие.