Слайд 2
Тема Социальные факторы онтогенеза
Учение Л.С. Выготского
Слайд 3
План лекции
1 Выготский: теория высших психических функций
2
Мышление и речь
3 Возникновение высших психических функций
4 Развитие высших
психических функций в онтогенезе
5 Социальная ситуация развития ребенка
6 Зона ближайшего развития
Слайд 5
Письмо Выготскому
Ж. Пиаже представился случай ответить на критические
замечания Л.С. Выготского лишь через 25 лет после их
опубликования.
Отметив продуктивность высказанных коллегой гипотез о путях развития эгоцентрической речи, Пиаже подчеркнул, что его мысль развивалась в том же направлении. Он еще раз уточнил понятие эгоцентризма, отметив, что это не индивидуализм, не гипертрофированное сознание своего Я, а изначальная неспособность децентрирования.
Слайд 6
План лекции
1 Выготский: теория высших психических функций
2
Мышление и речь
3 Возникновение высших психических функций
4 Развитие высших
психических функций в онтогенезе
5 Социальная ситуация развития ребенка
6 Зона ближайшего развития
Слайд 7
1 Выготский: теория высших психических функций
К началу
ХХ в. разрыв между природным и культурным привел в
учениях о человеке к концепциям двух психологий, каждая из которых имеет свой предмет и оперирует собственными методами:
естественнонаучная
традиционная
Слайд 8
1 Выготский: теория высших психических функций
Для естественнонаучной
психологии сознание причастно к материальным процессам возбуждения и торможения,
протекающим в коре головного мозга, которые с точки зрения рефлекторной теории являются носителями психических явлений. Поэтому оно открыто для строго объективного исследования и причинного (детерминистского) объяснения.
Не случайно выдающийся российский историк Ключевский, оценивая состояние дел в научной психологии, обронил интересную фразу: «Если раньше психология была наукой о душе, то теперь она наука о ее отсутствии».
Слайд 9
1 Выготский: теория высших психических функций
Для традиционной
же психологии, остающейся на позиции изучения душевных явлений, предметом
по-прежнему оставалась духовная жизнь человека в виде особых переживаний, которые возникают у него благодаря приобщенности к ценностям культуры, а методом — понимание, истолкование этих переживаний.
В настоящее время ее апологетами предпринимаются попытки преодолеть естественнонаучный подход о психике как отражении мозгом окружающей реальности. Все чаще они отмечают, что литература и искусство более адекватно отражают душевную жизнь человека, чем научная психология.
Слайд 10
1 Выготский: теория высших психических функций
1926 г.
- «Исторический смысл психологического кризиса».
В статье подвергнута глубокому
анализу ситуация в мировой психологии, в частности труды основателей психоанализа, бихевиоризма, гештальтизма и др.
Намечены некоторые пути выхода из кризиса, который переживала в те времена психологическая наука.
Статья была опубликована только в 1982 г.
Слайд 11
«Исторический смысл психологического кризиса»
Мысль Выготского была сосредоточена на
том, чтобы покончить с версией о «двух психологиях», которая
расщепляла человека, делала его причастным к различным мирам.
Слайд 12
Речевая реакция имеет четыре особенности
1) она является телесным
(материальным) действием;
2) она предполагает процесс общения, а это значит,
что она изначально социальна;
3) у нее всегда имеется психический аспект, который принято называть значением или смыслом слова;
4) слово как элемент культуры имеет независимое от субъекта бытие («За каждым словом бьется океан истории народа»).
Слайд 13
За каждым словом бьется океан
истории народа
Над СЛОВОМ
бились, познавая
И смысл, и мысль и суть его.
Оно росло,
оно вбирало
В себя живое естество.
И вот сверкает бриллиантом,
И в гранях смыслов видим мы,
Как мир прекрасен и талантлив,
И как чисты его черты.
Слайд 14
Речевая реакция
рассматривается в системе четырех координат:
телесное (организм),
социальное (общение),
смысловое (значение),
историко-культурное (культура).
Слайд 15
Речевая реакция
Принципиальное нововведение заключалось в том, что в
структуру функции (внимания, памяти, мышления и др.) вводились особые
регуляторы, а именно знаки, которые создаются культурой.
Особым знаком является слово.
Слайд 16
Вспомним
Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых
первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими
психическими процессами. Знаки были предметны, — зарубка на дереве тоже выступает как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать.
Т.е., столкнувшись с подобными знаками-символами, человек соединял их с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операцией.
Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических орудий.
Слайд 17
Вспомним
Выготский исходил из того, что труд создал человека.
В процессе совместного труда происходило общение между его участниками
с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса.
Вероятно, первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса. Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т. д. Эти первые слова-приказы и были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию.
Позднее, в процессе труда человек стал обращать команды и на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его внутрикомандная функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность обращать слово на себя рождалась в процессе культурного развития человека.
Слайд 18
Вопрос: Почему?
Слово как знак — это своеобразное «психологическое
орудие», посредством которого строится сознание.
Оно направлено не на
внешний, а на внутренний мир человека. Оно преобразует его.
Почему?
Слайд 19
Ответ
Потому, что прежде чем человек начинает оперировать словами,
у него уже имеется дословное психическое содержание.
Этому содержанию,
основанному на натуральных функциях, свойственных, кстати, и животным, психологическое орудие придает качественно новое строение.
И тогда возникают высшие психические функции, а с ними вступают в действие законы культурного развития сознания - качественно иного, чем «натуральное», природное развитие психики.
Слайд 20
Ответ
Понятие о функции радикально изменялось. Предшественники Выготского с
биологическим стилем мышления (Пиаже и др.) представляли функцию сознания
по типу функций организма.
Выготский сделал решающий шаг из мира биологии в мир культуры. Следуя этой стратегии, он приступил к экспериментальной работе по изучению изменений, которые производит знак в традиционных психологических объектах: внимании, памяти, мышлении.
Опыты, которые проводились на детях, как нормальных, так и аномальных, побудили под новым углом зрения интерпретировать проблему развития психики.
Слайд 21
Существенные выводы
В филогенезе функции человека приказывающего и человека,
исполняющего эти приказы, были разделены, и весь процесс, по
выражению Выготского, был интерпсихологическим. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические называется интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних знаков (зарубки, звуки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).
В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И наконец ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
Слайд 22
Существенные выводы
Таким образом, в концепции
Выготского можно выделить два фундаментальных положения:
1) высшие психические
функции имеют опосредованную структуру;
2) для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.
Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, — он научился овладевать собственными психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.
Слайд 23
Существенные выводы
Следовательно, высшие психические функции человека
отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению
и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.
Слайд 24
http://eink.nksa.ru/images/1209171522.bmp
Слайд 25
План лекции
1 Выготский: теория высших психических функций
2
Мышление и речь
3 Возникновение высших психических функций
4 Развитие высших
психических функций в онтогенезе
5 Социальная ситуация развития ребенка
6 Зона ближайшего развития
Слайд 26
2 Мышление и речь
«Мышление и речь» (1934) -
так называлась главная, обобщающая книга Выготского.
В ней он
проследил развитие понятий у детей. На передний план выступило значение слова. История языка свидетельствует, как изменяется значение слова от эпохи к эпохе.
Выготским же было открыто развитие значений слов в онтогенезе, изменение их структуры при переходе от одной стадии умственного развития ребенка к другой.
Слайд 27
Слово
Слово, писал Выготский, так же относится к речи,
как и к мышлению.
Слово – это не ярлык,
наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет: оно всегда характеризует предмет или явление обобщенно и таким образом выступает как акт мышления.
Но слово – это также и средство общения. Поэтому оно входит в состав речи.
Слайд 28
Значение
Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни
к мысли, ни к речи.
«Именно в значении слова
завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» (Л.С. Выготский).
Слайд 29
Значение слова
Глокая куздра штеко
будланула бокра и курдячит бокренка.
Слайд 30
Генетические корни мышления и речи
Мышление и речь имеют
разные генетические корни.
В филогенезе и онтогенезе
исходной функцией речи является функция общения.
В филогенезе речь, как средство общения, возникла в силу необходимости координации действий в процессе совместного труда людей.
В онтогенезе речь, как средство непосредственно-эмоционального общения, исходит вначале от матери.
Слайд 31
Генетические корни мышления и речи
У маленьких детей (и
высших животных) обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с
мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния, но не являющиеся знаком или обобщением.
В свою очередь, есть такие виды мышления, которые не связаны с речью, например, наглядно-действенное (оно есть и у животных).
Слайд 32
Фазы развития мышления и речи
В онтогенезе мышления и
речи вырисовывается
доречевая фаза в развитии мышления (интеллекта)
И
доинтеллектуальная фаза в развитии речи.
Слайд 33
В возрасте примерно 2-х лет
в отношениях между
мышлением и речью наступает критический, переломный момент:
речь становится
интеллектуальной,
а
мышление - речевым.
Слайд 34
В возрасте примерно 2-х лет
Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функций являются:
активное расширение ребенком своего словарного запаса (он начинает часто задавать взрослым вопрос: как это называется);
столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря.
Ребенок как бы впервые обнаруживает, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникаций, так и для решения задач (мышления). Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения (признак – рассуждение вслух).
(
Слайд 35
Эгоцентрическая речь
Речь, которая обслуживает не столько общение, сколько
мышление, называется эгоцентрической.
Слайд 36
Эгоцентрическая речь по Выготскому
Эта речь-мышление выступает как внешняя
по форме и внутренняя по своей функции.
Согласно концепции Л.С.Выготского
эгоцентрическая речь – это «речь для себя», в ходе развития она превращается из внешней во внутреннюю.
Усиливается абстрагирование мысли от звуковой стороны речи.
Слайд 37
Эгоцентрическая речь по Пиаже (лирическое отступление)
Ж. Пиаже полагал
наоборот, что эгоцентрическая речь – это рудиментарная форма речи,
перерастающая из внутренней во внешнюю. Мысль ребенка при этом приобретает те качества, которыми обладает логическое мышление взрослого. Ребенок думает, что другие его понимают так же, как он себя.
Там, где господствует авторитет взрослого и принуждение, процент эгоцентрической речи довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент снижается.
Слайд 38
Законы превращения речи
в мышление
Превращение внешней речи во
внутреннюю, по Выготскому, происходит по определенным законам:
1) в
ней в первую очередь сокращается подлежащее (предикативность);
2) она приобретает развернутое смысловое содержание.
Слайд 39
Законы превращения речи
в мышление
Примеры первого закона обнаруживаются
в диалогах хорошо знающих друг друга людей, понимающих «без
слов», о чем идет речь в их разговоре.
Во внутреннем диалоге человек общается как бы с самим собой, и ему не надо многое из того, что есть во внешней речи. «Тема нашего внутреннего диалога, - писал Л.С. Выготский, - всегда известна нам. Подлежащее… всегда подразумевается».
1) сокращается подлежащее
Слайд 40
Законы превращения речи
в мышление
Второй закон : слово
кроме значения (как выработанного
человечеством и зафиксированного в понятии обобщенного отражения действительности) обогащается еще и разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями, как бы вбирая в себя из всевозможных контекстов все новые содержания.
В пределе, во внутренней речи можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания. Слово во внутренней речи является «концентрированным сгустком смысла».
2) при-обре-тает
смы-сло-вое
со-дер-жа-ние
Слайд 41
Генезис мысли
«Слово во внутренней речи умирает, превращаясь
в мысль»
(Л.С. Выготский).
Слайд 42
Генезис мысли
Вот почему во внутренней речи мысль понятна
самому человеку, но когда он пытается выразить ее для
других, оказывается, что его не понимают, и он сам чувствует, что сказал не то, что хотел (отсюда, например, известная студенту драма на экзамене).
«Мысль изреченная есть ложь», - говорится в Библии.
Слайд 43
http://eink.nksa.ru/images/1209171522.bmp
Слайд 44
План лекции
1 Выготский: теория высших психических функций
2
Мышление и речь
3 Возникновение высших психических функций
4 Развитие высших
психических функций в онтогенезе
5 Социальная ситуация развития ребенка
6 Зона ближайшего развития
Слайд 45
3 Возникновение высших психических функций
Общий генетический закон культурного
развития: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на
сцену дважды, в двух планах: сперва – социальном, а потом – психологическом;
сперва между людьми как категория интерпсихическая,
затем внутри ребенка как категория интрапсихическая…»
Слайд 46
Что это значит?
«Функции всегда складываются в коллективе в
виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности».
Что это
значит? То, что все психические функции человека, направляющие его деятельность, имеют глубинные корни не внутри отдельного человеческого индивида, а вне его – в общении индивидов, в их отношениях друг к другу и к вещам, созданным людьми.
Выготский, таким образом, трактует процесс развития сознания как интериоризацию. Всякая функция, существующая между людьми, затем становится «частной собственностью» ребенка.
Слайд 47
Дискуссия с Пиаже
Выготский экспериментально показал, что эгоцентрическая речь,
вопреки Пиаже, не сводится к оторванным от реальности фантазиям
ребенка.
Она исполняет роль организатора реального практического действия. Размышляя с самим собой, ребенок планирует его.
Эти «мысли вслух» в дальнейшем интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь (мышление).
Слайд 48
Эгоцентрическая речь –
речь для себя
Это переходная ступень
от внешней речи к внутренней.
Отсюда ее характерные особенности
: непонятность для окружающих, сокращенность, тенденция к пропускам.
Ее функция, роднящая с внутренней речью взрослых, — планирование, организация и регулирование поведения ребенка.
Слайд 49
Эгоцентрическая речь –
речь переходная
Функция эгоцентрической речи -
не простой аккомпанемент поведения, а гораздо содержательнее - средство
мышления, планирования и регулирования будущего действия, разработка плана выхода из сложного положения.
Кстати, о такой роли вскользь упоминает и сам Пиаже: «Ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать...».
Судьба эгоцентрической речи, таким образом, связана с будущим преобразованием ее в полноценную внутреннюю речь.
Слайд 50
Нет феномену эгоцентризма!
Выготский, разрушив исходные представления Пиаже об
эгоцентрической речи, которые тот рассматривал как краеугольный камень своей
концепции, пришел к отрицанию самого феномена эгоцентризма.
Слайд 51
http://eink.nksa.ru/images/1209171522.bmp
Слайд 52
План лекции
1 Выготский: теория высших психических функций
2
Мышление и речь
3 Возникновение высших психических функций
4 Развитие высших
психических функций в онтогенезе
5 Социальная ситуация развития ребенка
6 Зона ближайшего развития
Слайд 53
4 Развитие высших психических функций в онтогенезе
Выготский дал
характеристику качественного своеобразия структуры психологических особенностей детей разных возрастов:
во-первых,
на каждом этапе психического развития существует своеобразие отдельных психических функций,
во-вторых, - их своеобразное сочетание.
Слайд 54
Закономерности развития ВПФ
В-третьих, различные психические функции развиваются неравномерно.
В четвертых, для каждой из них существует свой период
оптимального развития
В-пятых, в этот период все другие функции действуют как бы внутри этой функции, через нее.
Это и обусловливает своеобразие структуры детского сознания на каждом возрастном этапе.
Слайд 55
В раннем возрасте доминирует развитие восприятия.
Все
другие психические процессы осуществляются только через восприятие:
память -
в форме узнавания,
мышление - наглядно-действенное,
эмоции – непосредственны,
внимание - непроизвольное.
Слайд 56
У дошкольников и
мл. школьников доминирует память.
Ребенок
решает мыслительные задачи при помощи простого воспоминания – в
зависимости от того, какой конкретный случай он при этом вспомнит.
Мышление – образное,
речь – эгоцентрическая,
восприятие - апперцептивное,
эмоции – рационализируются,
внимание - произвольное.
Слайд 57
Школьник (подросток)
даже в тех случаях, когда перед ним
стоит задача вспомнить, начинает рассуждать, чтобы таким путем вызвать
нужные воспоминания.
Следовательно, в то время как для дошкольника подумать – это значит вспомнить, для школьника вспомнить – это значит подумать.
Слайд 58
Заключение
Таким образом, развивается не отдельно взятая функция (память
или мышление), но целостная система функций.
При этом в
различные возрастные периоды соотношение функций меняется.
Слайд 59
http://eink.nksa.ru/images/1209171522.bmp
Слайд 60
План лекции
1 Выготский: теория высших психических функций
2
Мышление и речь
3 Возникновение высших психических функций
4 Развитие высших
психических функций в онтогенезе
5 Социальная ситуация развития ребенка
6 Зона ближайшего развития
Слайд 61
5 Социальная ситуация развития ребенка
Среду, говорил Выготский, надо
рассматривать не как «обстановку развития», которая в силу заключенных
в ней качеств уже тем самым определяет развитие ребенка;
воздействия среды сами меняются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психические свойства ребенка они преломляются.
Слайд 62
Понятие «социальной ситуации развития»
Это особое
сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющееся уникальным
для каждого ребенка,
но именно оно обусловливает
и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода,
и качественно своеобразные психологические новообразования к его концу.
Слайд 63
Л.С. Выготский:
«Следует признать, что к началу каждого возрастного
периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное,
единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и называем социальной ситуацией развития в данном возрасте»
[Выготский Л.С. Собр. соч., Т.4. - М., 1984. – С. 258]
Слайд 64
http://eink.nksa.ru/images/1209171522.bmp
Слайд 65
План лекции
1 Выготский: теория высших психических функций
2
Мышление и речь
3 Возникновение высших психических функций
4 Развитие высших
психических функций в онтогенезе
5 Социальная ситуация развития ребенка
6 Зона ближайшего развития
Слайд 66
6 Зона ближайшего развития
Если все психические функции не
даны человеку от рождения, а только заданы в культурно-исторических
формах, то, следовательно, лишь при усвоении этих форм в процессе обучения происходит его психическое развитие.
С этой идеей как раз и связано знаменитое положение Выготского о том, что «обучение должно вести развитие вперед», а не плестись в хвосте.
Слайд 67
Л.С. Выготский
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а
на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет
вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Слайд 68
ЗБР = УВР - УАР
Понятие о «зоне ближайшего
развития» имеет в виду расхождение между уровнем задач, которые
ребенок может решить самостоятельно, и уровнем задач, которые он может решить под руководством взрослого.
Обучение, создавая эту «зону», и ведет за собой развитие.
Слайд 69
Заключение
Творчество Выготского существенно расширило предметную область психологии.
Психология
выступила в качестве системы психических функций, имеющей особую историю.
Высший уровень развития этой системы (отличающийся сознательностью, смысловой организацией, произвольностью) возникает в процессе вхождения личности в мир культуры.
Слайд 70
Л.С. Выготский
за сравнительно короткую жизнь успел написать около
200 работ. Нет смысла гадать, чего бы он мог
достичь, проживи он столько, сколько его ровесник Жан Пиаже, переживший Выготского на 46 лет. Но значение того, что он сумел сделать, трудно переоценить.
Слайд 71
Л.С. Выготский
Взгляды Л.С. Выготского на сущность психической жизни
человека объединяются термином «культурно-историческая теория».