Слайд 2
Названия
Зороастризм (по имени ее пророка и основателя)
Маздаизм (по
главному богу – наиболее древнее ее название)
Авестизм (по
названию священного писания)
Митраизм ( по имени главного бога – Митры)
Огнепоклонство (по характерным особенностям ее обрядов)
Парсизм (от парсы – название ее современных последователей в Индии)
Иногда сторонников этой веры называют в Иране гебрами (неверные)
Слайд 3
ВОЗНИКНОВЕНЕНИЕ
Зороастризм возник на рубеже
II-го и
I-го тысячелетий до н.э.
- в Иране
в Хорезме
Сегодня в Иране и Индии небольшие общины
Слайд 4
Основы вероучения
9 основ
1. Вера в Ахура Мазду –
«Мудрого Господа» как Благого Творца
2. Вера в Заратуштру как
единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте
Слайд 5
Основы вероучения
9 основ
3. Вера в существование духовного мира
(мину) и в два духа (Святого и Злого), от
выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире
Слайд 6
Основы вероучения
9 основ
4. Вера в Ашу (Арту) –
изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой,
на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро
5. Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла
Слайд 7
Основы вероучения
9 основ
6. Вера в семь ступеней развития
и раскрытия человеческой личности
7. Вера в Дадодахеш и Ашудад
– то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей
Слайд 8
Основы вероучения
9 основ
8. Вера в святость природных стихий
и живой природы как творений Ахура Мазды (огня, воды,
ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них
Слайд 9
Основы вероучения
9 основ
9. Вера во Фрашо-керети (Фрашкард) –
эсхатологическое чудодейственное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и
изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с Саошьянтом – Спасителем мира
Слайд 10
Особенности зороастризма
Ярко выраженный дуализм, т.е. противоборство злого и
доброго начал
Зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света
и тьмы, жизни и смерти
Почитание четырех элементов (стихий) Вселенной – вода, огонь, земля, воздух
Поклонение огню, как очищающей силе
Слайд 11
Рай и ад
Учение Заратуштры было одним из первых,
что провозгласило личную ответственность души за совершённые деяния в
земной жизни
Заратуштра называет
рай «наилучшим существованием»
ад «дурное существование»
Слайд 12
Рай и ад
Рай имеет три ступени:
благие мысли
благие слова
благие деяния
4 высшую ступень
Гародману «Дом Песни»
Анагра раоча «Бесконечные сияния»
где пребывает Сам Бог
Слайд 13
Рай и ад
Симметрично ступени ада:
дурные мысли
дурные слова
дурные
деяния
Средоточие ада
Друджо Дмана
«Дом Лжи»
Слайд 14
Рай и ад
Избравших Праведность (Ашу) ждёт райское блаженство,
избравших Ложь – мучения и саморазрушение в аду
Зороастризм вводит
понятия посмертного суда, представляющего собой подсчёт деяний, совершённых в жизни
Слайд 15
Рай и ад
Если добрые дела человека хотя бы
на волосок перевесили злые, язаты (ангелы) ведут душу в
Дом песен
Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша (дэв смерти)
Слайд 16
Рай и ад
Распространена также концепция Моста Чинвад (разделяющего
или различающего), ведущего в Гародману над адской пропастью
Для
праведников он становится широким и удобным, перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого они проваливаются в ад
Слайд 17
Эсхатология зороастризма
В дни конца мира появится
Спаситель – Саошиант
(по некоторым мифам это сын Заратуштры,
или его новое воплощение),
который родится от девы и спасет людей
Слайд 18
Великие Боги Зороастризма
Ахурамазда – бог, олицетворяющий положительное начало
Вселенной
Ахриман (Ангро-Майнью) – бог, олицетворяющий отрицательное начало Вселенной
Слайд 19
Ахура - Мазда
Бог правды, мудрости, добра, жизни, света
Слайд 20
Светлые духи зороастризма
Рядом с Ахурамаздой стоят
светлые духи – амеша-спента (бессмертные святые):
1. Вогу-Мано ("Благой помысел")
– олицетворяет добрый разум
2. Аша-Вагишта ("Лучшая праведность") – олицетворяет высшую святость, правду, счастье
3. Спэнта-Армаити ("Святое благочестие") – воплощает что хорошо и праведно
4. Хшатра-Ваирйа ("Желанная власть") –олицетворяет божественную власть и царство
5. Гарватат ("Целостность") – олицетворяет благосостояние, здоровье
6. Амэрэтат ("Бессмертие") – олицетворяет процветание и вечную жизнь
Слайд 21
Ангелы зороастризма
Ниже светлых духов стоят ангелы
– язаты (изеды), олицетворяющие:
1.
чистые стихии:
небо, солнце, воздух, ветер, огонь, воду
2. нравственные качества
Слайд 22
Духи тьмы зороастризма
Светлым духам противостоят
духи тьмы – дэвы, среди которых выделяются:
Эшмо (разнузданность)
Апаоша (засуха)
Араска
(зависть)
Заурва (старость)
Варэна (похоть)
Ази (жадность)
Спазга (клевета)
Зэмака (зима)
Слайд 23
Анахита
непорочная богиня воды и планеты,
покровительница плодородия, гармонии, всего
живого
Слайд 25
Три неискупимых греха
в зороастризме
Сожжение трупа умершего
Употребление падали
в пищу
Противоестественные половые пороки
Эти грехи обрекают душу человека на
вечную погибель
Слайд 26
Моральные принципы зороастризма
Быть праведным
Делать добрые дела
Говорить правду
Не нарушать
договоров
Слайд 27
Обряды погребения
В разных областях Ирана практиковались
в зависимости от местных условий разные способы погребения
каменные склепы
выставление трупов
Слайд 28
Обряды погребения
Основное требование к ним – сохранение в
чистоте природных стихий
Поэтому для зороастрийцев неприемлемы зарывание трупов
в землю и трупосожжение, которые признаются большим грехом
Слайд 29
Обряды погребения
Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не
испытывают к трупу никакого почтения
По представлениям зороастрийцев труп
– это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Ахримана в земном мире
Слайд 30
Обряды погребения
Однако в Иране традиционный обряд похорон под
давлением мусульман был оставлен в начале 1970-х гг. и
зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах, для того чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом
Погребение или переноску трупа должны осуществлять минимум 2 человека, погребение и переноска трупа в одиночку является большим грехом. Если второго человека нет, его может заменить собака
Слайд 31
Погребальный обряд в зороастризме
Нечистый труп не должен соприкасаться
с землей, водой, огнем
Трупы размещают на нескольких ярусах «башни
молчания» – дакмы, где их поедают птицы
Очищенные от мяса кости
ссыпаются в глубокий колодец в центре башни
помещаются в специальные сосуды – оссуарии
Слайд 32
Дакма
Представляет собой круглую башню без крыши
Трупы складывались в
башню и привязывались (чтобы птицы не смогли унести крупные
части тела)
Слайд 34
Дакма
«Башня молчания»
в Мумбаи (рисунок 1886 г.)
Слайд 41
Пятикратная молитва
Гахи – ежедневное пятикратное чтение молитв, названных
по именам периодов в сутках – гахов:
Хаван-гах – от
рассвета до полудня;
Рапитвин-гах – от полудня до 3 часов по полудни;
Узерин-гах – от 3 часов по полудни до заката;
Аивисрутрим-гах – от заката до полуночи;
Ушахин-гах – от полуночи до рассвета.
Может быть как коллективным, так и индивидуальным
Пятикратная молитва признаётся одной из главных обязанностей каждого зороастрийца
Слайд 43
Авеста - священная литература
зороастризма
Авеста – дословный перевод –
«первая весть»
Тексты Авесты долгое время передавались из уст в уста хранителями священных знаний
Впервые записаны были в Персии в VII - VI вв. до н.э., где зороастризм был в то время государственной религией
Слайд 44
Авеста
Тексты были записаны золотыми чернилами на 12 000
дубленных коровьих шкурах особой тонкой выделки
2 миллиона стихов, разделенных
на 1200 глав
Свитки хранились в столице персидских царей в главном зороастрийском храме столицы – Персеполе
Александр Македонский сжег на развалинах храма. Новая Авеста в 4 раза короче, но и она не сохранилась
Слайд 46
Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполисе
Рисунок
Г. Симони
Слайд 48
Персеполь. План дворца
1 – лестница
2 – пропилеи Ксеркса
3 – ападана Дария и Ксеркса (большой зал площадью
около 100 кв. метров с крышей, поддерживаемой 72 колоннами высотой 24 метра)
4 – стоколонный зал Ксеркса
5 – тропилон (главный парадный зал)
6 – дворец Дария
7 – дворец Ксеркса
8 – гарем
9 – сокровищница
Слайд 57
Авеста - священная литература зороастризма
После завоевания
Персии в VII в. арабами-мусульманами зороастрийцы, не принявшие религии
завоевателей, были подвергнуты многолетним жестоким гонениям,
что вынудило их покинуть страну
Священные тексты опять стали уничтожаться
Слайд 58
Авеста
5 книг
Вендидат
Ясна
Висперед
Яшты
Бундехиш
Слайд 59
Фраваши духи-хранители
В художественной традиции фраваши изображаются в виде
крылатого диска
Слайд 61
Обрядовая практика
Общие требования к ритуалу
Ритуал должен проводиться лицом,
которое имеет необходимые качества и квалификацию, женщины обычно проводят
только домашние обряды, проведение ими других обрядов возможно только для общества других женщин (если нет мужчин)
Участник ритуала должен находиться в состоянии ритуальной чистоты, для достижения которой перед обрядом проводится омовение (малое или большое), на нём должны быть сэдрэ, кушти, головной убор; если у женщины длинные, неубранные волосы, они должны быть накрыты платком
Всем присутствующим в помещении, где располагается священный огонь необходимо находиться к нему лицом и не поворачиваться спиной
Слайд 62
Обрядовая практика
Общие требования к ритуалу
Перевязывание пояса производится стоя,
присутствующим на длинных ритуалах позволяется сидеть
Присутствие перед огнём при
проведении ритуала неверующего человека или представителя другой религии ведёт к осквернению ритуала и его недействительности
Тексты молитвы читаются на языке оригинала (авестийский, пехлеви)
Слайд 63
Тотемизм в Зороастризме
Почитание священных животных – корова, собака,
петух
Слайд 64
Священство
Общее название наименованием зороастрийских священнослужителей – мобед (хранитель
огня)
Преемственность зороастрийских священников наследуется по отцу
Слайд 65
Культ огня
Огонь
как очищающая сила.
Священный огонь
Слайд 66
Храм огня
Каждой зороастрийской общине принадлежит свой храм, где
возносятся молитвы возле священного огня, воплощающего самого Ахурамазду
В храме
запрещены всякие изображения, вход туда позволен только верующим
Внутри храма горит огонь
Слайд 74
Зороастрийское богослужение
Три жертвенных предмета:
Хаома
Драунах
3. Мйазда
Слайд 75
Хаома
Хаома – священный напиток
Стебли хаомы растираются камнями,
смешиваются с соком других растений и с молоком
Хаома
Слайд 76
Драунах
Драунах (“доля”) представляет пресную лепешку
Слайд 77
Мйазда
Мйазда - какая-то пища:
возможно,
мясо,
а у современных персов – фрукты
Слайд 78
Навджот
обряд принятия зороастризма
Во время обряда
принимающий веру человек
произносит зороастрийский символ веры
молитву Фраваране
надевает священную рубаху
седре (судрэ) и мобед (священник) повязывает ему священный пояс кошти. Белый цвет означает очищение и обновление. 72 нитки, из которых сплетена кусти, символизируют 72 главы Ясны
Слайд 79
Навджот
Обряд проводится обычно по достижении ребёнком совершеннолетия (15
лет),
но может проводиться в более раннем возрасте,
но не
ранее,
чем ребёнок сможет сам произнести символ веры и повязать пояс (от 7 лет)
Слайд 81
Одежда
Седре, сшита из одного куска хлопчатобумажной ткани и
всегда имеет 9 швов
Кошти носится на талии обёрнутый трижды
и завязанный на 4 узла
Начиная молитву, перед любым важным делом, принятием решения, после осквернения зороастриец совершает омовение и перевязывает свой пояс (обряд Падъяб-Кошти)
Слайд 82
Одежда
Седре символизирует защиту души от зла и соблазнов,
её кармашек - копилку благодеяний
Кошти олицетворяет связь с Ахура
Маздой и всем его творением
Считается, что человек, регулярно повязывающий пояс, будучи связан им со всеми зороастрийцами мира, получает свою долю от их благодеяний
Слайд 83
Седре и кошти
Зороастрийская девочка
в седре и кошти
Слайд 84
Одежда
Седре и кошти необходимо постоянно поддерживать в состоянии
чистоты
Допускается наличие сменного комплекта, на случай, если первый
выстиран
При постоянном ношении седре и кошти их принято менять два раза в год – на Навруз и праздник Мехрган
Слайд 85
Пища
В зороастризме не существует ярко выраженных пищевых запретов
Основное
правило – пища должна приносить пользу
Вегетарианство традиционно зороастризму не
свойственно
В пищу можно употреблять мясо всех копытных животных и рыбу
Хотя корове отдаётся большое уважение, практики запрета на говядину не существует
Также нет запрета на свинину
Предписывается бережное отношение к скоту, запрещается дурное обращение с ним и бессмысленные убийства, предписывается ограничивать себя в потреблении мяса в разумных пределах
Слайд 86
Пища
Пост и сознательное голодание в зороастризме прямо запрещены
Существуют
только четыре дня в месяц, в которые предписывается отказываться
от мяса
В зороастризме нет запрета на вино, хотя назидательные тексты содержат специальные наставления об умеренном его потреблении
Слайд 87
Собака
Пользуется особым уважением
Это во многом связано с рациональным
мировоззрением зороастрийцев: религия отмечает реальную пользу, которую приносит собака
человеку
Считается, что собака может видеть злых духов (дэвов) и отгонять их
Ритуально собака может быть приравнена к человеку, умершей собаки касаются и нормы погребения людских останков
Слайд 88
Собака
Собакам посвящены несколько глав в Вендидаде, выделяющие несколько
«пород» собак:
Пасуш-хаурва – стерегущая скот, овчарка
Виш-хаурва – стерегущая жильё
Вохуназга
– охотничая (идущая по следу)
Тауруна (Драхто-хунара) – охотничья, дрессированная
К «роду собак» также относят лис, шакалов, ежей, выдр, бобров, дикобразов
Напротив, волк считается животным враждебным, порождением дэвов
Слайд 89
Обряд благодарения - Джашан
Во время
обряда люди приносят благодарность миру духовному, испрашивают у него
благословения для себя и просят ниспослать благоденствие обоим мирам – и духовному, и телесному.
В обряде участвуют семь «бессмертных святых» – хранители семи благих созданий: неба, воды, земли, растений, скота, людей и огня, они представлены в виде цветов, плодов и утвари
Слайд 90
Иран: праздник Ялда
битва Света и Тьмы
21
декабря наступает самая длинная ночь в году
Именно тогда,
по мнению зороастрийских жрецов, происходит решающая битва Света и Тьмы, Добра и Зла
Таким образом, конец этой ночи, Ялда (что означает «рождение»), служит манифестацией победы зороастрийского бога Ахура-Мазды над злым демоном Ахриманом