Слайд 2
Введение
Сосново – многонациональный поселок,
он объединил в себе почти всех представителей бывших 15
народных республик с их многовековой историей культур и традиций. Здесь живут корелы, фины, башкиры, украинцы, латыши, азербайджанцы, узбеки, армяне, молдоване, эстонцы, грузины, даже китайцы, еще множество народностей и , конечно же, русские. Я выросла в Приозерском районе. Это «ОЗЁРНЫЙ КРАЙ» с богатой историей и неповторимой культурной традицией. Впитав в себя его атмосферу, я мечтаю о том, чтобы здесь появился уникальный, характерный только для этой местности промысел.
Слайд 3
Цели и Задачи
Цель проекта:
Создание
коллекции керамических окарин.
Создание нового народного художественного промысла «Сосновская
окарина» и в будущем организация собственного бизнеса сувениров от нашего озерного края.
Задачи:
Исследовать историю окарин и свистулек России и мира.
Изучая опыт, накопленный разными народами, создавать уникальные, неповторимые поющие арт объекты из глины.
Придумать оригинальный стиль оформления окарин и свистулек.
Осуществить предложение администрации Сосновского сельского поселения по созданию собственного производства сувениров.
Слайд 4
Обоснование темы
Выбирая тему
проекта, я хотела связать ручное творчество с музыкой. Мне
нравится что-то создавать своими руками, когда из кусочка глины у меня на глазах появляется чудо, также я с успехом окончила музыкальную школу и уже не могу жить, не чувствуя вокруг себя музыки. Окарина соединяет в себе и ручное творчество и музыку, поэтому я и выбрала ее темой проекта.
Сейчас я учусь в 10 классе и стою перед выбором профессии. Учитывая то, что я творческая личность, то и будущая профессию хочу связать с творчеством. Я долго думала и , посоветовавшись с педагогом, мы пришли к такому выводу: пока буду совершенствовать свои навыки в создании окарин и керамических игрушек, после школы получу высшее образование, а потом использую на практике, полученные знания, и организую производство керамических окарин как марку сувениров от родного Сосново. Хочу, чтобы наши изделия разлетались по всей стране с туристами, тем самым прославляя Сосновское поселение с его традициями и обычаями, запечатленными в наших изделиях художественного промысла.
Слайд 5
История
Окарины и народные свистульки существуют
практически по всему миру, в каждой национальности.
Термин «окарина» в переводе означает «гусенок» , он был придуман в Италии в 19 веке. Однако, этот музыкальный инструмент имеет намного более древнюю историю. Самые первые свистульки относят к 4 тысячелетию до н.э. , ее нашли на территории Китая.
Китайские окарины-свистульки
к XVIII веку нашей эры количество отверстий в китайской окарине достигло шести.
Слайд 6
К окаринам относят древнейшие инструменты — свистульки, которые
имели разнообразную окраску и специальное свистковое устройство и три-четыре
игровых отверстия, дающее различные звуковые комбинации. В глубокой древности эти инструменты сопровождали разнообразные обряды и праздники.
В России свистульки изготовлялись повсеместно как народный инструмент — знаменитые абашевские,
карачунские, дымковские жбанниковские, хлудневские и филимоновские
свистульки.
Слайд 7
Абашевская свистулька
Особенности:Эти свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический
сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко
расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.
Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.
Слайд 8
Карачунская свистулька
Особенности : Главное отличие карачунской игрушки от
подобных ей из соседних губерний в том, что она
без особых прикрас, сюжет самый простой. Тут нет чудных сказочных героев, всё только из окружающей действительности. Выполняется она из красной глины с прозрачной поливой зеленоватого оттенка.
Слайд 9
дымковская свистулька
Особенности: Дымковская игрушка — один из самых старинных
промыслов Руси, который существует на Вятской земле несколько сотен
лет.
Игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали.
Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли
Слайд 10
Хлудневские игрушки
Особенности: Изделия хлудневских игрушечников отличает наивная простота,
незатейливость росписи, некоторая грубоватость лепки. Расписывают хлудневские игрушки не
целиком, а только отдельные детали: перья птиц, очертания и части туловища животных.
Характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Используют в основном яркие цвета: красный, малиновый, зеленый.
Слайд 11
Филимоновские свистульки
Основную массу изделий составляют традиционные свистульки: барыни,
всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей
— монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на ограниченную гамму цветов — малиновый, зелёный, жёлтый — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.
Слайд 12
Подготовка (изучение материалов)
Я
рассматривала работы и процесс изготовления игрушек моего педагога. Также
находила нужную информацию в интернет-ресурсах.
Лепка
Для лепки я брала красную глину, лепила форму и делала свистки у будущих окарин.
Предварительная сушка .Обычно изделие просушивается около двух дней(зависит от влажности и температуры воздуха).
Декорирование
В декоре моих окарин присутствуют роспись ангобами, лощение, процарапывание и глазурование(после обжига).
Обжиг
При температуре 900-1200 градусов в течении 6 часов.
Глазурование
Для блеска я использовала простую прозрачную глазурь.
Второй обжиг
Оформление – создание композиции
ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОКАРИНЫ
Слайд 20
Намечаем отверстия,
изменяющие звук
Слайд 23
Сушка, обжиг.
Окарина готова-можно играть.
Слайд 26
Окарина «Космическая птица»
Окарина «Птичка»