Слайд 2
Айыы –
верования древних якутов
Слайд 3
Отрицание невидимого тонкого мира,
отрицание высших Светлых сил,
отрицание Божественного Света ведет к деградации человечества. Как свет
солнца необходим всей жизни на земле, так и свет божественный, духовный свет необходим каждому человеку.
В. Кондаков
Слайд 4
Основным символом в учении Айыы является Аал Луук
Мас (Великое Гигантское Дерево) — символ триединства мира. Согласно космогонии
Айыы мир состоит из трёх частей:
Подземный мир (Аллараа Дойду),
где обитают абааhы (злые духи),
Срединный мир (Орто Дойду),
где обитают люди,
Верхний мир (Yehээ Дойду) — обиталище верховных божеств.
Слайд 5
Айыы —божества традиционных верований
якутов. Согласно мифологии, айыы — жители Верхнего мира, прародители народа
саха. Считается, что Айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты.
Обряд кормления огня
Представление о душе (кут)
Согласно
этим представлениям кут состоит из 3-х частей:
Ийэ-кут (материнская душа) — то что передается от родителей: традиции, культура.
Буор-кут (земляная душа) — материальная часть, физическое тело.
Салгын-кут (воздушная душа) — интеллект, разум, коммуникативно-социальная составляющая.
Саха верят, что Алгысы-благословения великих Айыы (Белых) шаманов защищают народ на протяжении четырех веков. Народ Саха чтит святые имена своих великих Айыы шаманов – жрецов религии Аар Айыы.
Слайд 7
Девять заповедей Айыы:
Не прелюбодействуй.
Почитай природу.
Приумножай свое хозяйство.
Не уничтожай
(не убий).
Обрети свой талант.
Будь правдив.
Постигай истину (учись).
Храни свой кут.
Почитай
заповеди Айыы.
Слайд 8
Айыы шаманы – божественные небесные белые шаманы —
были проповедниками религии Аар Айыы, проводили обряды поклонения и
моления небесным божествам и были первыми жрецами. Они сплачивали свои племена, воспитывали и облагораживали их от имени небесных Аар Айыы.
Слайд 9
Владимир Алексеевич Кондаков - профессор, писатель, выдающийся народный
целитель,
Айыы шаман
был человеком блестящего ума
и невероятной трудоспособности. К нему за помощью съезжались люди со всех уголков нашей страны. Он первым ввел в народную медицину духовные методы лечения при помощи молений и благословения к высшим небесным богам и лечения у огня. Полностью восстановил древние методы лечения и моления Айыы шамана ,а также древние методы лечения шамана-целителя. Автор более 30 духовных книг по народной медицине и древней религии народа саха.
Слайд 10
Православные священники и шаманы Сибири не конфликтовали друг
с другом. Когда священник заболевал, его лечил местный шаман.
В конце XIX века шаман освятил церковь в якутском селе. Нынешние якуты, чукчи, юкагиры, эвены считают жрецов "черной веры" духовными лидерами. На это шаманы отвечают: мы скоро можем уйти. Когда нас не будет, идите за помощью в церковь.
Слайд 11
Олонхо
Олонхо бытовало в народе во множестве вариантов. В
прошлом в каждом наслеге и улусе были свои сказители-олонхосуты,
каждый из них обладал богатым репертуаром. До революции дети с 5-7 лет знали олонхо достаточно большого объема, впитывая богатство и красоту родного языка «с молоком матери». Согласно якутской мифологии первым создателем и исполнителем олонхо был мудрец Сээркээн Сэсэн.
Наиболее популярные якутские олонхо, такие как, «Юрюнг Уолан», «Эр-Соготох», «Строптивый Кулун Куллустуур», «Могучий Эр Соготох», «Кыыс Дэбилийэ» и др., переведены на русский и другие языки народов мира, тем самым стали достоянием мировой культуры, свидетельствуя о широком интересе к якутскому эпосу.
Слайд 12
Сегодня Олонхо лучшее произведение якутского
фольклора,
историческое живописание народов саха, национальное достояние
народа.
В 2005 г. Юнеско объявило «Олонхо одним из шедевров(образцовое произведение) устного и нематериального
наследия человечества».
Слайд 13
Сказитель(Олонхосут) мог петь олонхо
от одних до десяти суток с перерывами лишь на
еду и сон.
Слайд 14
Музыкальные инструменты
Культурным и духовным символом народа Саха является
их варганная музыка на традиционном национальном инструменте — хомусе.
В Якутии почти все культурные и зрелищные мероприятия, в том числе праздник Ысыах, открываются под чарующие звуки хомуса, в которых воспеваются вся красота и ширь земли Олонхо, синева озер и глубина небес, торжество жизни и Природы. В мелодичной игре на хомусе отражаются национальная самобытность и богатство музыкального творчества якутов.
Слайд 15
Хомус
Якутский хомус отличается характерным звуком,изготовляется из стали и
считается классическим шаманским инструментом.
Якутский хомус – лучший варган
мира.
Слайд 16
Национальная одежда
Традиционная одежда
состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции.
Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.
якутский национальный праздник. По якутскому календарю с 22 июня
начинался самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах- встреча Нового года.
Ысыах - это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благославляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются праздничного этикета.
Слайд 19
Первый день солнцестояния, момент
восхода солнца якуты считали великим чудом. Праздник Ысыах в
старину якуты начинали со встречи солнца, встречая утреннюю зарю благославляли Уран Айыы Аар Тойона и совершали в его честь окропления священным напитком кумысом, а в качестве священного животного выступал жеребец - Джесегей. Этим якуты демонстрировали радость, наступающему после длинной зимы лету, отмечали пробуждение природы Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и силой. Алгысчыт (благопожелатель) готовит людей к церемонии при полной тишине, он, протягивая руки к солнцу, обращается Уран Айыы Аар Тойону о ниспослании здорового духа, силы и бодрости. Лучами восходящего солнца люди очищались от всего греховного, что накопилось за год. Собравшиеся повторяют жесты алгысчыта.
Церемония встречи солнца.
Слайд 20
Круговой танец осуохай
символизирует замкнутый
жизненный круг. Танцующие, двигаясь по ходу солнца, как бы
совершают круговорот по времени и пространстве. Участники праздника, взявшись за руки, чувствуют положительную биоэнергию друг друга, восприятия красоты и самовыражения человека.
Слайд 23
Якутская кухня – традиционная кухня Якутии, в основе
которой лежат исторически сложившиеся многовековые традиции с культурными влияниями
северных народов (эвенов, эвенков, чукчей), а также русских.
Слайд 24
Основу якутской кухни составляют мясные, молочные и рыбные
блюда. Они вкусны, аппетитны и питательны – это как
раз то, что нужно на севере.Из мяса в пищу традиционно употребляется говядина, оленина, в большом почете конина и пернатая дичь.
Слайд 25
Из реберной части конины и говядины можно приготовить
разнообразные вкусные блюда, популярное блюдо из ребер в Якутии
известны под названием “ойогос”.
Из говяжей или лошадиной крови получается “хаан” — якутская кровяная колбаса.
Слайд 26
Изюминкой приготовления многих блюд является употребление в пищу
сырого или полусырого мяса.
Настоящим лакомством для якута является замороженная
печень жеребятины. Печень в таком виде очень полезна при анемии.
Слайд 27
Из отварных кишков конины делают превосходное блюдо “хатта”,
также вкусна фаршированная слепая кишка “симии мунурдах”.
В основном
композиции мясных блюд это отварное мясо.
Слайд 28
Молочные якутские продукты – очень разнообразны. Молочные блюда
делаются из молока, сливок и сметаны.
Слайд 29
Кумыс – традиционный якутский кисломолочный напиток, который готовится
из кобыльего молока. Якутский кумыс отличается крепостью в отличие
от других, обладает оригинальным вкусом и придает силу. Кумыс пьют в праздник лета в честь божеств Айыы и возрождения природы.
Слайд 30
Из коровьего молока готовят суорат (простокваша), куерчэх (взбитые
сливки), кобер (масло, взбитое с молоком до образования густого
крема), чохоон (масло, взбитое с молоком до образования густого крема), иэдьэгэй (творог), суумэх (сыр). Из муки и молочных продуктов якуты варят густую массу саламат.
Слайд 31
Керчэх – одно из любимых традиционных блюд якутов
и подаетя обычно к завтраку вместо масла к лепешке
или хлебу.
При желании из керчэха можно сделать превосходное якутское мороженое - “мартышки”.
Слайд 32
Якутия славится ценными сортами рыбы. На столе у
каждого якута всегда есть карась либо жареный, либо уха.
Слайд 33
Строганина из лучшей рыбы –
нельмы, чира, омуля – это экзотично, необычайно вкусно и
полезно для здоровья. Она обычно употребляется в пищу с острой приправой из колбы (черемши), ложечника (подобие хрена) и сараны (луковое растение).