Слайд 2
Коста Леванович Хетагуров родился в селе Нар
15 октября 1859 года.
Поэт питал глубокое уважение к отцу,
оказавшему высокое нравственное влияние. А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество.
Слайд 3
Образование
С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен
в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен
в пансион при ней.
Поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм.
Закончить академию Коста не удалось: в январе 1 884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден вернутся в отчий дом. Не закончив полного курса обучения.
Слайд 4
1885~1891
Осенью 1885 года переехал во Владикавказ, где жил
и работал до июня 1891 г. Эти шесть лет
были временем плодотворной работы и расцвета таланта Коста - поэта и художника. Хетагуров:
рисовал театральные декорации
устраивал любительские литературно – музыкальные вечера
изредка печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ».
Слайд 5
В этот период он создал на осетинском и
русском языках ряд лучших своих поэтических произведений:
«Горе» («Додой»)
«Спой»
(«Азар»)
«Вгляни» («Ракæс»)
«Походная песня» («Балцы зарæг»)
«Солдат»
«Хъуыбады»
«Перед памятником»
«На бис»
«Фатима»
Слайд 6
Много делает он и в живописи, она и
стала для него средством к существованию.
Пишет портреты
Расписывает стены
церквей
Впервые на Северном Кавказе организовал выставку своих картин (1887 и 1888 гг.)
Слайд 7
Коста участвовал в торжествах, посвященных открытию памятника Лермонтову
в Пятигорске 16 августа 1889г.
Стихотворение, посвященное памяти Лермонтова,
цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, анонимно, лишь 10 лет спустя. Реакция цензуры понятна: осетинский поэт видел в Лермонтове «предвестника желанной свободы», «благородную мощную силу», поднимающую людей «на бой за великое, честное дело».
Слайд 8
В начале июня 1891 г. ссылка в административном
порядке в Карачай
Слайд 9
Проведя там почти полтора года, Коста написал стихи:
«Джук-Тур»,
«Прощай» («Хæрзбон»),
«Без доли» («Æнæ хай»),
Рассказ «Охота за
турами» и др.,
А также несколько горных пейзажей («Долина Теберда», «Природный мост»).
Слайд 10
Ставрополь
1893~1897
В марте 1893 г. он переехал в Ставрополь
и начал работать в редакции частной газеты «Северный Кавказ».
В этой газете и опубликовал Коста свои стихи,
сатирическую поэму «Кому живется весело»,
комедию «Дуня»,
много
публицистических
статей.
Слайд 11
В июле 1897 года Хетагуров принужден был сделать
операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не
был побежден.
В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки.
В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение.
26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки.
Слайд 12
Коста вновь просмотрел свои стихи на осетинском
языке, подготовил их к изданию и в сентябре 1897
г. представил в Кавказский цензурный комитет сборник «Осетинская лира» («Ирон фæндыр»)
Слайд 13
«Ирон фæндыр»
Единственная книга стихов на осетинском языке. Она
писалась им всю жизнь. В нее вошли произведения, созданные
с лета 1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное время и по различным поводам. Публиковать их было негде, - а Осетии в ту пору не было периодической печати. Стихи расходились в списках, некоторые становились народными песнями, некоторые попадали в школьные учебники. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги.
Слайд 14
Выход «Ирон фæндыр» в мае 1899 г. явился
исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории
осетинской национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в духовной жизни нации.
Слайд 15
Важнейшее значение сборника «Ирон фæндыр» состоит в том,
что он пробудил национальное самосознание народа, любовь к родному
языку, художественному слову: многие писатели формировались на его традициях.
Слайд 16
1901~1903
В декабре 1901 г. Хетагуров переехал во Владикавказ,
решив поселиться здесь навсегда.
Он принимает деятельное участие во всех
местных культурно-просветительских мероприятия.
Занимается живописью.
Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг».
Пытается открыть школу рисования для одаренных детей.
Предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек».
Слайд 17
Конец 1903 г. больной и одинокий Коста, провел
в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но
и элементарного присмотра.
Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село.
19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце.
Слайд 18
При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение
художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его
не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.
Слайд 19
В своих мыслях о прошлом Коста Леванович Хетагуров
был всегда последователен, а позиция его строго продумана.
Поэт отвергал
клевету на национальный характер горцев и защищал их от произвола колониальной администрации и «неблаговидной эксплуатации» капитала.
Сатирических мотивов немало и в лирической поэзии Коста. Правда. Объектом обличения в его лирике выступают не чиновники. Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни и мещанским идеалам счастья – таков смысл обличительных стихов в лирике Хетагурова.
Тема народа – магистральная тема всего творчества Коста, широко развернутая в его поэмах. Она объединяет и небольшое количество стихотворений на русском языке.
Все произведения Хетагуров разделил на 3 тематических раздела: лирику в широком смысле слова, басни и сказки в стихах, стихи для детей и о детях, которые в начале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям»