Слайд 2
«Дитя мыслит образами, звуками, красками».
К. Д. Ушинский.
Иллюстрация –
это произведение изобразительного искусства, предназначенное для восприятия в единстве
с текстом. Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, ярче увидеть события и действующих лиц. Созданные художником образы иногда подтверждают, закрепляют впечатление от прочитанного, иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд
В. М. Гаршин.
Слайд 3
А знаете ли вы, что…
Согласно исследованиям ученых, люди
помнят только:
10% того, что читают;
20% того, что слышат;
30% того,
что видят;
50% того, что видят и слышат одновременно;
70% того, что говорят;
90% того, что делают и говорят одновременно.
Слайд 4
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и
понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых
явлений или с помощью их изображений.
Слайд 5
«Всякое слово где - нибудь да оказывается подходящим»,-
Марк
Фабий Квинтилиан ( римский ритор).
Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра
или другое изображение, поясняющее текст.
Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге, отображения пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация).
Википедия.
Слайд 6
Дидактические функции учебных иллюстраций:
- Иллюстрация может работать как
пояснение текста;
- Она может заменить основной текст, самостоятельно раскрывать
содержание учебного материала;
- Призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами;
- Может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы, явления.
Слайд 7
« Царские врата напоминают о Царстве Христа»
-иллюстрация как пояснение текста «Устройство православного храма» к уроку
по теме «Храм».
« В храме у подсвечника»-иллюстрация может служить заменой основного текста и позволяет глубже раскрыть содержание учебного материала по темам «Православная молитва», «Храм», «Икона» и др.
Функции иллюстраций:
Слайд 8
Иллюстрация как помощник выражения мысли (может компенсировать то,
что трудно выразить словами):
И. Макаров. Нагорная проповедь.
Проповедь- нравственное и
религиозное
наставление, призыв к изменению жизни.
Рассматривая картину «Нагорная проповедь», поставь себя в число слушателей. Что бы ты почувствовал?
О чем бы спросил Христа или попросил Его?
Изменится ли жизнь человека, если он услышит Бога?
Какими могут быть эти изменения?
Из материалов к уроку по теме
«Проповедь Христа».
Слайд 9
Иллюстрация как помощник для понимания неизвестных слов, обозначающих
те или иные явления, действия:
Слайд 10
Леонид Иванович Соломаткин: Крестный ход. 1882
Слайд 11
Иллюстрация как пояснение к новым словам, обозначающим
новые для ребенка предметы, например:«кадило», «канун»,«Библия»,«иконостас» и др.
Слайд 12
Задачи, которые позволяют решить иллюстрации:
развитие у
учащихся наглядно-образного мышления;
- умение понимать и запоминать теоретические сведения;
-
раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;
- развитие навыков усвоения содержания текста;
- усиление познавательных и воспитательных функций текста.
Слайд 13
Требования к иллюстрациям в учебнике:
- информационная насыщенность;
- подписи
к иллюстрациям должны выполнять информационную и дидактическую функции;
- иллюстрации
должны быть объектом целенаправленного рассмотрения, анализа, что предполагает специальные вопросы и задания к ним (рядом с ними или в конце параграфа).
Слайд 14
«Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в
обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном».
Дени Дидро.
Слайд 15
Требования к работе с картинами на уроке:
Демонстрация небольшого
количества картин в рамках одного урока.
Картина должна быть достаточно
большой по размеру, чтобы ее видели все учащиеся класса.
Показ картины начинается тогда, когда она включается в учебный процесс.
Перед началом анализа картины школьникам дается немного времени на самостоятельное ознакомление с ней.
Слайд 16
Приемы работы с учебной картиной на уроках ОРКСЭ.
В.Васнецов.
Крещение Руси.
Событийная картина- отражает факты реальной жизни, истории.
Событийная картина чаще всего требует сюжетного повествовательного рассказа.
988 год- князь Владимир призывает жителей Киева креститься в реке Днепр.
Задания для учащихся:
Внимательно рассмотрите картину.
Укажите место и время действия, которое изображено.
Что, на ваш взгляд, является главным в содержании картины? Что второстепенно?
Сделайте общий вывод по картине.
Из материалов к уроку по теме
«Как христианство пришло на Русь».
Слайд 17
Б. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси.
Типологическая картина-
отражает события или явления, типичные для изучаемой эпохи. Такие
картины отражают события социальной, экономической и культурной жизни. Основной прием для их изучения- беседа, помогающая ученикам самостоятельно извлекать знания.
Задания для учащихся:
Что изображено на этой картине?
Сколько учеников обучалось в земской школе?
Чем занят учитель на уроке?
Что делают дети?
Как оборудована школа?
Каким было отношение ребят к учебе в XIX
веке?
Были ли наказания за плохую учебу?
Хотелось бы вам учиться в такой школе? Объясните свой ответ.
Из материалов к уроку по теме
«Как христианство пришло на Русь».
Приемы работы с учебной картиной на уроках ОРКСЭ.
Слайд 18
Прием сравнения иллюстраций иконы и картины
«Александр Невский»
(из материалов к урокам по темам «Защита Отечества», «Икона»)
:
Слайд 19
… Ребята перед нами икона «Благоверный князь Александр
Невский»…
Учитель: Что такое икона?
Ученик: Икона- это образ , предмет
поклонения. Икона - это живописное изображение Бога, святого или святых.
Икону можно читать потому, что в ней много символов, которые объясняют нам, что именно изображено на иконе. В иконописи нет слова «лицо» есть – «лик»; не земной, а духовный облик видит молящийся, когда стоит перед иконой.
Вопрос: Как же писались святые образы?
Ученики:
Лица удлиненные, вытянутые, измененные пропорции тела.
Учитель: При каком свете стоит рассматривать икону?
При свете свечи, так как свет свечи преображает пространство иконы, а еще свеча - символ молитвенного порыва, устремленного к Богу.
Учитель: - Ребята , кто может описать икону?
Ученик описывает.
Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником ,означающая, что перед нами- представитель княжеского рода.
Под мантией - кольчуга, он -воин, полководец.
Меч в руке – указание на духовную брань.
Над головой золотой нимб – это знак божественного присутствия, святости.
Лик – спокойный и печальный, отрешенный от всего земного.
Учитель: На иконах изображали вечное. Именно поэтому исчезали все бытовые подробности.
Слайд 20
Павел Дмитриевич Корин «Александр Невский», 1942 год.
Учитель: Опишите
лицо и позу Александра Невского.
Какие краски использует художник?
Какие символы
мы можем найти в картине?
Какие приемы использует художник, чтобы показать силу и мощь новгородского князя?
Ученики (возможные ответы):
Лицо Александра Невского сурово, он смотрит вдаль. Его величественная фигура занимает все художественное полотно, князь словно возвышается над окрестными далями.
Цветовая гамма – это холодные цвета , в основном серые, они придают тревожность композиции.
Невский стоит лицо к зрителю, положив руки на рукоять меча. Металлические доспехи делают фигуру грозной, суровый взгляд устремлен вдаль. Зрителю кажется, что Невский встречает вражескую рать .
Художник использует прием изображения фигуры снизу- вверх, тем самым показывая нам , что князь- человек очень сильный, величественный. Его суровый взгляд и открытое лицо убеждают нас и в силе русского войска.
Учитель: Мы познакомились с образом Александра Невского. Нам пора подвести итог.
- Каким мы увидели Александра Невского?
Выводы: Мы составили духовный портрет Александра Невского, узнали о его доблести и славе , о его беззаветной любви к Богу, значит имя «Святой» он заслужил по праву.
Слайд 21
Возможные виды деятельности при работе с картиной на
уроке:
1. Краткая справка о художнике ( авторе) и его
работе.
2. Составление устного комментария к картине :
- выявление общей темы,
- описание эмоционального настроя,
- анализ композиции,
- анализ сюжета,
- общий колорит картины,
- выявление специфических приемов, характерных для этого направления живописи.
3. Письменная работа (мини-сочинение) с целью сопоставления живописных полотен, посвященных одному сюжету.
Слайд 22
Мультимедиа презентация на уроках ОРКСЭ.
Презентация — общественное представление
чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.
Презентация (способ представления информации) —
информационный или рекламный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте презентации в удобной для получателя форме.
Мультимедийная презентация — набор слайдов и спецэффектов (слайд-шоу), текстовое содержимое.
Википедия.
Для учеников начальных классов очень важна наглядность. Поэтому мультимедиа презентация является главным помощником учителя. Она не только обеспечивает зрительный ряд, но и помогает ребятам сконцентрироваться на основных теоретических положениях урока.
Слайд 23
Приемы работы с презентацией:
Узнавание персонажей, вещей:
- кто это?
-
покажи, где кто?.. или что?
Слайд 24
Приемы работы с презентацией:
Соотнесение фраз из
учебного текста с иллюстрациями:
- найди в тексте слова к
иллюстрации;
- найди иллюстрацию к словам.
Из материалов урока по теме: «Храм».
Слайд 25
Приемы работы с презентацией:
А.А. Иванов «Явление Христа
народу».
Сопоставление своего видения текста с видением
художника.
Прием
«Шагни в картину/иллюстрацию»:
что ты видишь?
что слышишь?
что ты почувствовал?
Слайд 26
Приемы работы с презентацией:
Учитель: - Что же представляет
собой сюжет картины? (уточнение сюжета, выводы учителя )
Основное содержание
сюжета картины — начало освобождения и нравственного возрождения человечества. Сложная многофигурная композиция картины включает в себя людей различных сословий и характеров. Художник трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. Мы видим приход Спасителя к толпе “лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных” (по словам автора), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу реки Иордан. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от бед и страданий, указывая на приближающегося Бога-Сына.
В 1830-40-х годах Иванов находился в постоянном духовном общении с представителями передовой русской интеллигенции, размышлял над путями решения глубоких социальных противоречий. Его мировоззрение формировалось под влиянием Н. В. Гоголя, с которым художник дружил в эти годы. Иванов осознал просветительскую и пророческую роль художника, он уверовал в то, что искусство должно служить преобразованию и нравственному усовершенствованию человечества. Художник стремился осмыслить основные вопросы человеческого бытия, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы.
Картина имела огромный успех и в Италии, и в России, а в 1836 г. в Санкт-Петербурге художник был удостоен за нее звания академика.
Слайд 27
Приемы работы с презентацией:
Оценка ребенком изображенных предметов, явлений:
-
Выскажи свое мнение: почему тебе это нравится /не нравится?
Из
материалов к урокам по темам: «Православная молитва», «Храм», «Икона» и др.