Слайд 2
В Европу образцы кружева, в том числе и
ажурной вышивки, попали впервые из стран Востока и в
соответствии с веяниями моды, влиянием вкусов и традиций, развитием науки и всех видов искусства претерпели трансформацию. Расцвет Европейской ажурной вышивки приходится на XIV-XV столетие, когда вся Италия, затем Франция, а за ней и другие страны Центральной Европы были захвачены модой на кружевную ажурную вышивку. Особенно почитали этот вид искусства при дворе Лоренцо Медичи. Ажурная вышивка имела разновидности в оформлении, в рисунке самого узора, в наличии дополнительных разделок, в оформлении перемычек и называлась она по-разному:
"ренессанс", "венецианская", "ришелье", "ретичелла".
Слайд 3
"ришелье",
Существует много легенд вокруг названия "ришелье", и
все они связаны с именем кардинала Ришелье — известного
французского государственного деятеля. Одна из легенд гласит, что в то время кружева в Европе были одним из самых ходовых товаров. Однако господствующее положение в Европе занимала Италия. Кардинал Ришелье решил, что Франция должна быть совершенно независимой, и ввел большие пошлины на все ввозимые в страну товары, в том числе и на все кружева, выписал лучших итальянских кружевниц, создал им благоприятные условия для работы и жизни. Они обучили искусству вышивки француженок, и очень скоро Франция стала лидером в области изготовления кружев. Ришелье выполняли также как ренессанс, разница была лишь в том что все бриды украшали маленьким пико
Слайд 4
«Ренессанс»
"Ренессанс" — это ажурная вышивка с геометрическими формами, которые
соединялись гладкими перемычками. Мотивы узора вышивки, преимущественно растительного характера,
соединялись перемычками с пико, что придавало вышивке особую выразительность, подчеркивало узор и создавало кружевной фон. Пико иногда выполнялись и по наружному краю вышивки на фестонах.
Слайд 5
«Бризигелла»
Итальянская вышивка «бризигелла» появилась в конце XIX века
и , как часто бывает названа в честь города,
в котором она зародилась. Вышивка с одной стороны напоминает Датскую вышивку Хедебо, а с другой стороны знаменитую вышивку ришелье.
Слайд 6
"венецианская",
Венецианское шитье – особенно нарядная ажурная вышивка
с очень рельефными контурами. Вышивку выполняли на тонком полотне,
на котором можно было легко считать нити для разделок. Фон в узоре заполнялся различными разделками-атласниками, стягами, гладью, имитирующими разную фактуру ткани, что делало узор еще более похожим на кружево. Это очень сложный вид вышивки, и сейчас он редко используется, почти забыт.
Слайд 7
ВЫВОД: Ажурная вышивка имела разновидности в оформлении, в
рисунке самого узора, в наличии дополнительных разделок, в оформлении
перемычек и называлась она по разному: "ренессанс", "венецианская", "ришелье", "ретичелла". бризигелла", В настоявшее время на эти различия не обращают внимания и все ажурные вышивки выполненные в этой технике, называют просто ришелье.
Слайд 8
Вариации на тему: Ришелье
Ришелье с бридами
Ришелье без брид
Слайд 9
Алгоритм выполнения вышивки ришелье
Слайд 10
Бриды
В соответствующих местах ткани выполняются бриды. Существует несколько
способов выполнения брид.
1-й вид — обвитая брида. Она
выполняется следующим образом: предварительно проложенные 3 нити обвиваются на обратном пути рабочей нитью (рис. 2).
2-й вид — брида, выполняемая петельным швом: проложенные 3 нити обшиваются на обратном пути плотным петельным швом (рис. 3).
3-й вид — брида, выполняемая штопальным швом. Для данной бриды прокладывается четное количество нитей, обычно 4-6. Проложенные нити делятся пополам и попеременно перештопываются то одна, то другая половина проложенных нитей (рис. 4).
Слайд 11
Техника вышивки ришелье
Сначала нужно перенести рисунок на ткань.
Контуры узора переводят двойной линией, места выполнения брид —
одной линией. Настилом следует проложить контуры краев. Количество рядов настила зависит от желаемой ширины вышивки. Настил выполняется швом "вперед иголку", тамбурным или стебельчатым швом. Поверх настила фестонным (петельным) швом выкладываются плотно прилегающие друг к другу стежки таким образом, чтобы линии переведенного узора были скрыты под стежками, при этом петельный (закрытый) край должен быть направлен в ту сторону, которую затем срезают .
Слайд 12
Выполнение прорезей
Когда вышивка полностью выполнена, изделие вручную стирается,
гладится во влажном состоянии и уже затем вырезаются внутренние
участки вышивки. Выполнять эту операцию нужно осторожно, специальными ножницами с заостренными концами следующим образом: с лицевой стороны делается маленький надрез, чтобы легко можно было достичь петельного края. Затем с изнаночной стороны вдоль вышивки срезается лишняя ткань, так, чтобы не повредить бриды.
Слайд 13
Поэтапное выполнение вышивки
Стебель выполнен узелковым швом «палестрина»
Слайд 14
Цветное ришелье
Современный взгляд на вышивку Ришелье