Слайд 2
Издавна нижняя и верхняя одежда,
головные уборы, обувь и украшения выступали согласованно, сочетаясь друг
с другом по форме и цвету, образуя единый стилевой комплекс.
Слайд 3
Ни один элемент одежды, даже одного возраста и
одной и той же территории, хотя и включал элементы
общего типа, не повторял другой. Они соотносились не как копии, а как стереотипы или варианты.
Слайд 4
Появление новой стиля одежды способствовало широкое внедрение фабричной
ткани, особенно ситца, которая давала возможность расширить подол (итәк)
женской рубахи (күлмәк), появлению воланов (бала итәк), а также фабричных платков. Новому утончённому стилю соответствовали подогнанные к фигуре (в верхней части) платья (күлмәкләр), короткие приталенные камзолы .
Слайд 5
Күкрәкчә шили из прямоугльного куска материи, размером ,
примерно, 25/40 см. Надевали күкрәкчә под күлмәк и при
помощи лямочек укрепляли к шее или за плечи, покрывая грудь женщины.
Слайд 6
Крепящийся у пояса передник бывает с нагрудником и
без нагрудника.
Слайд 7
Крепящийся на плечах передник бывает:
а)
с цельным передом и закрытой (до талии) спинкой (он
закрывал не толко весь перед и верхнюю часть спины, но и бока, поэтому он называется терешле алъяпкыч, т.е. передник, который обертывает стан женщины;
б) с отрезным по линии талии передом и цельной спинкой (аркалы алъяпкыч)
;
Слайд 8
Под камзолом обычно понимается короткая приталенная, безрукавная,
двубортная верхняя одежда
.
Слайд 9
Девичий калфак представляет собой вид
длинного колпачка, один конец которого заканчивается на конус, к
которому пришита кисть. Он надевался на голову, а конец откидывался назат (или на бок). Девичьи калфаки ничем не покрывались, за исключением налобной повязки укачачак, которая входила в традиционный комплекс этого убора.
Слайд 10
Казанская татарка в расшитом головном уборе
–
калфаке и перевязи с камнями, жемчугом
и монетами – бути.
Слайд 11
Во второй половине XIX- нач. XXвв. в качестве
девичьего головного убора также выступали фабричные платки (җаулык, тастымал)
Головные уборы замужних женщин призваны были закрывать не только её волосы, но и шею, плечи, спину. Потоэтому они включали в свой состав волосники и различные покрывала, которые, кстати, составляли основную часть комплекса головного убора замужних женщин.
Слайд 12
Девичьи калфаки бытовали в большинство
регионов и вошли в народную поэзию (например, песня “Ак
калфак”)
Слайд 13
В татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие,
зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак,
расшитый бисером ил жемчугом. А иногда по-особому повязывали платок.
Слайд 14
Из ювелирных украшений, входивших в состав женского костюма,
наиболее эффектны воротниковые подвески, перевяь, нагрудники. Одни украшения (серьги,
кольца, браслеты, накосники, бусы, ожерелья) были повседневными, а другие (перевязи, нагрудники, воротниковые подвески) использовались по праздничным дням, при гостях, в поездках
Слайд 15
Ичиги – это легкая обувь, которая имеет форму
сапог. Женские ичиги – традиционная обувь татар, которая является
незаменимым элементом национального костюма.
Слайд 16
Женские ичиги – традиционная обувь татар, которая является
незаменимым элементом национального костюма.
Слайд 17
Отличительной чертой традийионной обуви татарских женщин ябляется её
узорность и многоцветье. Ичиги, изготовленные из однотонного (зелёного. бордового
и др.) сафьяна, часто расшивались светочно-растительном узором. В народе расшитые ичиги назывались винзелле читек. Не менее оригинальными являются женские ичиги, изготовленные из узора вырезанной разноцветной кожи ( узоры составлены в технике кожаной мозаики). Такие ичиги назывались каюлы читек или чәмчәле читек. Башмачки также шили из сафьяна, используя технику мозаики по коже. Имелись башмачки бархатные, расшитые золотой или серебряной канителью, бисером, а изредка –мелким жемчугом. В конце XIX- нач. XXвв. девушки и молодые женщины носоли ичиги на каблуках. Ичиги с мягкой подошвой чаще носили женщины старшего возраста, в комплексе с кожаными галошами- кевеш.