Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по зарубежной музыкальной литературе на тему Вокальное творчество Ф.Шуберта

Содержание

Франц Шуберт - австрийский композитор, современник Л.Бетховена. Он прожил недолгую жизнь, всего 31 год, но то, как он ее прожил заставляет нас говорить о настоящем творческом подвиге. Его наследие огромно. Главное место в его творчестве занимал
Франц Шуберт Вокальное творчество Франц Шуберт - австрийский композитор, современник Л.Бетховена. Он прожил недолгую жизнь, всего «Маргарита за прялкой»  (1814) сл. ГётеГретхен - уменьшительное от Маргариты имя. Тональность - ре минор. Атмосферу тревоги создает фортепианная партия - непрерывно кружащиеся «Лесной царь» (1815 г.) сл. Гёте Партия фортепиано то рисует слушателю мрачную, таинственную ночную чащу, то передает бешеный «Форель» (1817 г.) сл. Д.Шубарта  В словах и музыке первого куплета Форма – куплетно-вариационная. Почти в каждом куплете есть тонкие изменения, сделанные в зависимости от содержания текста. «Серенада»  (1828 г.) сл. РельштабаСеренады обычно исполнялись юношами под окнами у «Ave Mariа»Неземная красота этой музыки сделала молитву Деве Марии наиболее популярным религиозным Вокальный цикл  «Прекрасная мельничиха»на слова немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера был написан Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой, чаще Первые песни по-юношески радостны и беззаботны, полны весенних упований и нерастраченных сил.№1, Та же ничем не омраченная радость, предвкушение приключений воплощены в №2, «Куда?».Поёт Другие оттенки светлых чувств запечатлены в  №7, «Нетерпение»: стремительная, словно задыхающаяся наступает перелом: в ритме скачки, мелодических оборотах, напоминающих звуки охотничьих рогов, таится Полон отчаяния №15, «Ревность и гордость»  (g-moll); буря чувств, душевное смятение Это сцена-диалог, где печальной минорной мелодии героя противостоит ее мажорный вариант — №20, «Колыбельная ручья».Она образует арку с №1: если там герой, полный радостных Вокальный цикл «Зимний путь»Написан в 1827 г.. 24 песни. Так же, как Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й песне №1.“Спокойно спи” d-mollМерный ритм - “Чужим путём пришёл я, чужим покину”. Начинается №11. “Весенний сон” A-durВ песне как бы 3 сферы:воспоминания, сон внезапное пробуждение насмешка над своими мечтами. 1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”.  2-й раздел. Резкий №24 “Шарманщик” а mollОчень простая и глубоко трагичная. Герой встречает несчастного шарманщика Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная повторность фраз. Куплетная форма. В своих песнях Шуберт опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, Презентацию подготовила преподаватель ДШИ г. Северобайкальск Рыбакова Людмила Валерьевна
Слайды презентации

Слайд 2 Франц Шуберт - австрийский композитор, современник Л.Бетховена. Он

Франц Шуберт - австрийский композитор, современник Л.Бетховена. Он прожил недолгую жизнь,

прожил недолгую жизнь, всего 31 год, но то, как

он ее прожил заставляет нас говорить о настоящем творческом подвиге. Его наследие огромно. Главное место в его творчестве занимал жанр песни (более 600 песен).

Но при жизни композитора его произведения исполнялись редко, а большая часть так и осталась в рукописях. Не располагая ни средствами, ни влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои сочинения. И несмотря на это, подобно лесному ручейку, музыка Шуберта нашла путь к сердцам людей.


Слайд 3 «Маргарита за прялкой» (1814) сл. Гёте
Гретхен - уменьшительное

«Маргарита за прялкой» (1814) сл. ГётеГретхен - уменьшительное от Маргариты имя.

от Маргариты имя. Маргарита - бедная молодая девушка, чуть

больше четырнадцати лет, живет с матерью в маленьком домике и зарабатывает на жизнь прядением ниток. Однажды на улице с ней знакомится Фауст. Он влюбляет в себя Маргариту. Она ждет своего возлюбленного, а он все не приходит. Маргарита испытывает тревожные и тоскливые чувства, они окрашены в темные тона.

Слайд 4 Тональность - ре минор. Атмосферу тревоги создает фортепианная

Тональность - ре минор. Атмосферу тревоги создает фортепианная партия - непрерывно

партия - непрерывно кружащиеся шестнадцатые в размере 6/8 и

относительно высокая тесситура песни (она написана для сопрано), вызывающая ассоциацию с криком - там, где появляется динамика фортиссимо. Фортепианная партия играет и живописную роль - изображает жужжание прялки.

Гёте


Слайд 5 «Лесной царь» (1815 г.) сл. Гёте
"Лесной царь" –

«Лесной царь» (1815 г.) сл. Гёте

драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребенком

через недобрый сказочный лес.

Слайд 6 Партия фортепиано то рисует слушателю мрачную, таинственную ночную

Партия фортепиано то рисует слушателю мрачную, таинственную ночную чащу, то передает

чащу, то передает бешеный ритм скачки, подводя к трагическому

финалу.

Баллада в литературе, песне – повествования, основанные на народных легендах, фантастических рассказах, преданиях об отважных воинах, идеальных красавцев, благородных защитников правды, сталкивающихся в борьбе с «черными» злодеями.


Слайд 7 «Форель» (1817 г.) сл. Д.Шубарта
В словах

«Форель» (1817 г.) сл. Д.Шубарта В словах и музыке первого куплета

и музыке первого куплета — безмятежная картина летнего солнечного

дня на берегу ручья, в котором резвится форель ( в ре-бемоль мажоре). Мелодия очень проста, близка народной песне. Фанфарным оборотом первой фразы подчёркивается мажорный лад, радостное настроение. Проста и гармония, в ней использованы самые обычные аккорды.

Слайд 8 Форма – куплетно-вариационная. Почти в каждом куплете есть

Форма – куплетно-вариационная. Почти в каждом куплете есть тонкие изменения, сделанные в зависимости от содержания текста.

тонкие изменения, сделанные в зависимости от содержания текста.


Слайд 9 «Серенада» (1828 г.) сл. Рельштаба
Серенады обычно исполнялись юношами

«Серенада» (1828 г.) сл. РельштабаСеренады обычно исполнялись юношами под окнами у

под окнами у собственных возлюбленных. Пелись они в вечернее

или ночное время. Исполнители серенад аккомпанировали себе на гитаре или мандолине. Серенада Шуберта полна светлых мечтательных настроений. Её мелодия льётся плавно и неторопливо.

Слайд 10 «Ave Mariа»
Неземная красота этой музыки сделала молитву Деве

«Ave Mariа»Неземная красота этой музыки сделала молитву Деве Марии наиболее популярным

Марии наиболее популярным религиозным сочинением Шуберта. Она принадлежит к

числу внецерковных романсов-молитв, созданных композиторами-романтиками.

Слайд 11 Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»
на слова немецкого поэта-романтика Вильгельма

Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»на слова немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера был написан

Мюллера был написан в 1823 году.
«Прекрасная мельничиха» —

первый романтический вокальный цикл. Это своеобразный роман в новеллах:

каждая песня самостоятельна, но включена в общую линию развития сюжета, имеющего экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.


Слайд 12 Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном

Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой,

духе, в простой, чаще всего куплетной форме. Фортепианное сопровождение

нередко рисует картины романтически одушевленной природы:

наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя-ручья.


Слайд 13 Первые песни по-юношески радостны и беззаботны, полны весенних

Первые песни по-юношески радостны и беззаботны, полны весенних упований и нерастраченных

упований и нерастраченных сил.
№1, «В путь» («В движенье мельник

жизнь ведет») —
одна из самых известных песен Шуберта, настоящий гимн странствиям, светлого характера, простая бесхитростная мелодия народного плана передаёт радостное настроение мельника. В аккомпанементе слышится журчание ручейка.

Слайд 14 Та же ничем не омраченная радость, предвкушение приключений

Та же ничем не омраченная радость, предвкушение приключений воплощены в №2,

воплощены в №2, «Куда?».
Поёт мельник, G-dur. У фортепиано нежное

журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.

Слайд 15 Другие оттенки светлых чувств запечатлены в

Другие оттенки светлых чувств запечатлены в  №7, «Нетерпение»: стремительная, словно

№7, «Нетерпение»: стремительная, словно задыхающаяся мелодия с большими скачками

рисует радостную уверенность в вечной любви.

Слайд 16 наступает перелом: в ритме скачки, мелодических оборотах, напоминающих

наступает перелом: в ритме скачки, мелодических оборотах, напоминающих звуки охотничьих рогов,

звуки охотничьих рогов, таится тревога. Склад напоминает охотничью музыку

(6\8, параллельные секстаккорды).

В №14, «Охотник»,


Слайд 17 Полон отчаяния №15, «Ревность и гордость»

Полон отчаяния №15, «Ревность и гордость»  (g-moll); буря чувств, душевное

(g-moll); буря чувств, душевное смятение героя находят отражение в

столь же бурном журчании ручья. 3-х частная форма. Вокальная партия становится более декламационная.

Слайд 18 Это сцена-диалог, где печальной минорной мелодии героя противостоит

Это сцена-диалог, где печальной минорной мелодии героя противостоит ее мажорный вариант

ее мажорный вариант — утешения ручья; в конце, в

противоборстве мажора и минора, утверждается мажор, предвосхищающий окончательный вывод цикла

Образ ручья вновь возникает в
№19, «Мельник и ручей».


Слайд 19 №20, «Колыбельная ручья».
Она образует арку с №1: если

№20, «Колыбельная ручья».Она образует арку с №1: если там герой, полный

там герой, полный радостных надежд, отправлялся в путь вслед

за ручьем, то теперь, пройдя скорбный путь, он находит покой на дне ручья. Куплетная форма. Бесконечно повторяющаяся краткая попевка “Спи, усни” от лица ручья, создает настроение отрешенности, растворения в природе, вечного забвения всех горестей.


Слайд 20 Вокальный цикл «Зимний путь»
Написан в 1827 г.. 24

Вокальный цикл «Зимний путь»Написан в 1827 г.. 24 песни. Так же,

песни. Так же, как и “Прекрасная мельничиха”, на слова

В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они разительно отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившее Шуберта.

Слайд 21 Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви).

Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й

Действие в 1-й песне гораздо меньше. Родители бросают героя,

и он (зимой) уходит из города, где живёт его девушка Остальные песни – лирическая исповедь. Преобладание минора. Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщённые, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в “Зимнем пути” вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная. Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности. Формы тоже усложняются.

Слайд 22 №1.“Спокойно спи” d-moll
Мерный ритм - “Чужим путём пришёл

№1.“Спокойно спи” d-mollМерный ритм - “Чужим путём пришёл я, чужим покину”.

я, чужим покину”. Начинается песня с высокой кульминации. Куплетно-вариационная

форма. В 4-ом куплете –
D-dur – “К чему мешать покою”, звучит, как воспоминание о любимой. Уже внутри куплета возвращается минор.

Слайд 23 №11. “Весенний сон” A-dur
В песне как бы 3

№11. “Весенний сон” A-durВ песне как бы 3 сферы:воспоминания, сон внезапное пробуждение насмешка над своими мечтами.

сферы:
воспоминания, сон
внезапное пробуждение
насмешка над своими мечтами.


Слайд 24 1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”.

1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”. 2-й раздел. Резкий

2-й раздел. Резкий контраст (e-moll). Слова: “Пропел петух

внезапно”. Петух и ворон – символ смерти. В этой песне присутствует петух, а в песне №15 присутствует ворон. Звучание фортепианной партии передаёт ощущение мрака и холода. Резкие интонации.
3-й раздел. Слова: “Но кто же там цветами украсил мне окна все”. Появляется минорная доминанта.
Куплетная форма. 2 куплета, каждый из которых состоит из этих 3-х контрастных разделов.

Слайд 25 №24 “Шарманщик” а moll
Очень простая и глубоко трагичная.

№24 “Шарманщик” а mollОчень простая и глубоко трагичная. Герой встречает несчастного

Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть

горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку.

Слайд 26 Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная

Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная повторность фраз. Куплетная

повторность фраз. Куплетная форма. 2 куплета. В конце драматическая

кульминация. Драматический речитатив. Заканчивается вопросом: “Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь?”.

Слайд 27 В своих песнях Шуберт опирался на интонацию народной

В своих песнях Шуберт опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка

австрийской песни. Музыка ясная, искренняя.
Связь музыки с текстом. Шуберт

передает общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта.

Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние.


  • Имя файла: prezentatsiya-po-zarubezhnoy-muzykalnoy-literature-na-temu-vokalnoe-tvorchestvo-fshuberta.pptx
  • Количество просмотров: 117
  • Количество скачиваний: 2