Слайд 2
Цель урока:
Изучить особенности экологической культуры татарского народа, проживающего
на территории Красноярского края.
Слайд 3
Давайте вспомним:
Экологические традиции – это традиции которые включают
в себя:
1 - веру в спасительные и целительные силы
природы;
2 - почитание растений и животных;
3 - охрану уникальных природных объектов;
4 - принципы рационального природопользования;
5 - понимание ответственности человека за проступки, совершённые против природы
Слайд 4
Давайте вспомним:
Сколько народов проживает на территории России?
А сколько
малых коренных народов проживает в Красноярском крае?
Слайд 5
У каждого народа, у коренных жителей любой местности
всегда были характерные особенности культуры взаимоотношения с живой и
неживой природой, местными природными и рукотворными объектами. Миг традиций сейчас не ушел в прошлое, и поныне сохраняется возможность его изучения и приложении знаний прошлого в современной жизни.
Слайд 6
1. Вера в духов природы:
Дух леса -
Шурале,
Дух речки и озера - Суанасы.
Они считаются
полноправными
хозяевами стихии. Встреча с ними
человека, по преданиям, может
закончиться гибелью. Такое
воззрение предохраняло леса,
берега рек и озер от излишне
частых, неоправданных
посещений.
Слайд 8
2. Традиции, связанные с использованием воды:
За водой полагается
ходить с чистыми ведрами; если женщина вымоет их у
колодца, ее ославят как нерадивую хозяйку. Запрещается засорять колодец и место вокруг него, шуметь, бросать в него предметы, мутить воду.
Слайд 9
3. Охрана европейского степного сурка (байбака) как священное
животное, поскольку утреннее поведение сурка напоминает исламский обряд -
намаз.
Слайд 10
4. Мифология: Культ небесного волка:
Общетюркский культ волка своими
корнями уходит в древние эпохи. В жизни народов, занимавшихся
кочевым скотоводством, волк занимал заметное место. По китайским источникам, лучшие части тюркской кавалерии назывались «волками». «Белый волк» или вообще «волк» - широко распространенный образ в мифологии, фольклоре татар, ему посвящались легенды и сказки.
Слайд 12
5. Обожествление всех явлений природы:
В древнетюркских ритуалах воспевались
красота и величие окружающего мира. Люди в те времена
были, как никогда впоследствии, близки к природе и ощущали себя ее гармоничной частью. Во времена язычества они поклонялись многочисленным божествам и духам воздуха, воды, лесов и т.д.
Слайд 13
Каждое племя или род имели своего животного -
покровителя. Однако главным, наиболее почитаемым божеством являлся бог неба
и создатель всего сущего – Тенгре.
Слайд 14
6. Культ Земли-Воды («җир-су» ):
Связан с поклонением природе, «родине
- зеленой колыбели» как богу. Горы, различные возвышенности, высокие,
одиноко растущие деревья также представляли неотъемлемую часть культа Земля-Вода, поскольку служили связующим звеном между Небом и Землей, между Тенгре и человеком.
Слайд 16
Культура каждого народа - это не только материальный
быт, уклад, фольклорные песни и танцы - с чем
обычно связывают процесс возрождения этносов, а это еще традиционное и духовное мировоззрение, включающее в себя мифы о происхождении Вселенной, человека, всего живого в этом мире.
Традиционные мировоззрения - важная область народной духовной культуры. Они составляют ее стержень. Без изучения этого пласта экологических знаний народа невозможно понять не только духовную, но и материальную, социальную жизнь прошлых эпох. Поэтому этот вопрос является актуальным и в изучении истории тюрко-татар и их предков.
Слайд 17
Домашнее задание:
Создать книгу о 6 экологических традициях татарского
народа, с которыми мы познакомились на уроке.