Слайд 2
Задание 1.
Составить развернутый план на тему:
«Человек*
как продукт биологической, социальной и культурной эволюций*»
Стр. 5-10 учебник
Сорвина
Задание 2.
Выписать термины, встречающиеся в тексте
Слайд 3
1. Биологическая специфика
1.1. Проблема доказуемости наличия/отсутствия мышления у
животных
1.2. Рене Декарт - первый мыслитель, поставивший научную проблему
о характере действий мыслящих людей и «немыслящих» животных
а) введение понятия «рефлексы*»
б) автоматизм действий животных посредством реализации врожденных рефлексов
в) творческая природа любого мыслительного акта – специфика человеческого мышления
г) Человек – единственное существо, поведение которого определяется его исключительным телесным устройством
Слайд 4
1. Биологическая специфика
1.3. Упрощенность теории Декарта – повод
для дальнейшего изучения вопроса
а) исследование уровня IQ в 20
веке как способ разграничения высших и низших животных
1.4. Современная наука об интеллекте*
а) определение интеллекта животных как ситуационного *или ситуативного
б) определение специфики человеческой жизнедеятельности как культурного (социального) наследования*
Слайд 5
1. Терминология
Человек – существо, способное жить в соответствии
с созданными им способами и схемами (в отличие от
животного)
Эволюция – это (от лат. evolutio — «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.
Рефлексы – действия, которые представляют собой биологически запрограммированные реакции живых существ на внешние раздражители
Слайд 6
1. Терминология
Интеллект - (от лат. Intellectus - понимание,
познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению
проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение
Ситуативный интеллект – способность к созданию поведенческих ситуаций и их решению у животных
Культурное (социальное) наследование - способность человека без изменения своих биологических признаков передавать, воспринимать последующим поколениям найденные и созданные вновь эффективные способы и средства жизнедеятельности
Слайд 7
2. Социальная природа человека
2.1. Специфика человеческого взаимодействия
а) Знаки*
как основа процессов коммуникации*
- коммуникация животных
- коммуникация
между людьми
б) Символы* как уникальные знаки коммуникации между людьми
Слайд 8
2. Терминология
Знаки – материальный предмет (звук, изображение), который
выступает в качестве представителя другого предмета, свойства, отношения, используемый
для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений.
Коммуникация – процесс передачи информации от отправителя к получателю
Символ – знак, который:
физически никак не связан с тем, что он обозначает;
изображает не предмет, а некие свойства и отношения, в том числе схемы и способы поведения человека
Слайд 9
3. Культурная эволюция
3.1. Общие черты животных и человека
а)
характерен групповой образ жизни
б) биологическая сущность
в) способность к деятельности
первого порядка*
3.2. Различия между животными и людьми
а) наличие речи, в том числе письменной
б) постоянные коммуникации между людьми
в) культурное преобразование жизнедеятельности
г) способность к созданию символов, в том числе орудий труда и орудий деятельности
д) способность к деятельности второго порядка*
Слайд 10
3. Культурная эволюция
3.3. Дискуссионность вопроса о соотношении биологического
и социального в человеке
а) Социал – дарвинизм об универсальности
биологических факторов жизни, определяющих жизнь общества
б) Марксизм как теория о возможности исчезновения общества на пике вражды между людьми
в) Эмиль Дюркгейм – основатель теории о прямой зависимости биологических характеристик человека от социально-экономических особенностей общества
Слайд 11
3. Терминология
Деятельность первого порядка – деятельность, ориентированная на
удовлетворение непосредственных жизненных нужд
Деятельность второго порядка – деятельность,
направленная на достижение целей, имеющих лишь косвенное (вторичное) отношение к удовлетворению этих потребностей