Слайд 2
4 декабря
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Слайд 3
Принимая рождение Дочери как чудесный Божий дар, святые
праведные Иоаким и Анна дали Богу обещание: посвятить свою
Дочь на служение Ему.
Иоаким и Анна очень любили Дочь и растили Ее с нежностью. Когда же Ей исполнилось три года, они поспешили исполнить свое обещание, данное Богу: привести Ее в Иерусалим и отдать на воспитание в Божий храм. Родителям Пречистой Девы было и грустно: ведь приходилось расставаться с единственным чадом; и радостно: они отдавали свою Дочь на служение Богу.
Слайд 4
В назначенный день они пригласили к себе в
дом родственников, созвали юных девиц, одели Пресвятую Марию в
лучшие одежды и торжественно повели Ее в Иерусалимский храм. До Иерусалима от города Назарета, где родилась и провела первые годы Своей жизни Пречистая Дева, было три дня пути. Процессия двигалась вдоль зеленеющих полей, девушки несли в руках зажженные свечи и пели псалмы.
Когда процессия приблизилась к храму, навстречу вышли с песнопениями священники, служившие при храме. Ко всеобщему изумлению, трехлетняя девочка Сама стала подниматься по пятнадцати высоким и крутым каменным ступеням, ведущим ко входу в храм.
Слайд 5
Властной поступью скрипучей,
Снежные гоняя тучи,
Стужей утренней пугая,
К нам
зима пришла седая.
Пост Рождественский встречаем,
Славный праздник отмечаем –
Приснодевы в
храм Введенье
Ангелам на удивленье.
Входит Богоматерь прямо
Во святое место храма
И Рождение Господне
Возвещает нам сегодня.
Светлана Высоцкая
Слайд 6
На Руси к этому времени обычно уже устанавливался
снежный покров. Наши благочестивые предки, бабушки наших бабушек и
дедушек, отмечая праздник, отправлялись в храм уже не на телеге, а на санях и дорогой припевали:
Введенье пришло,
Зиму в хату завело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Берег с берегом связало,
Воду к земле приковало,
Снег заледенило,
Малых ребят,
Красных девчат
В салазки усадило,
На ледянке с горы покатило...
Слайд 7
В старину после дня Введения во храм Пресвятой
Богородицы начинался зимний торг: начинали торговать санями, которые делали
умельцы в посадах и слободах. В Москве сани складывались целыми грудами-горами на Лубянской площади (само название площади закрепилось с тех пор).
Слайд 8
Вот санки-самокаты,
Разукрашены – богаты,
Разукрашены – раззолочены,
Сафьяном оторочены!
Введеньев торг
у двора,
Санкам ехать пора!
Сани сами катят,
Сами ехать хотят!
К вечеру
если не вся, то добрая часть Первопрестольной Москвы каталась на новых санях
Слайд 9
А русские женщины, занимавшиеся в позднюю осеннюю и
раннюю зимнюю пору рукоделием, к празднику Введения Богородицы во
храм, найдя время между работами по прядению и ткачеству, старались смастерить подарок для своих ребятишек, особенно для девочек, так как чествовали в праздник Введения во храм Богородицы особенно девочек. Так вот старались мастерицы: бабушки, мамы и сестрицы сделать маленьким девочкам в подарок к празднику тряпичную самодельную куклу.
Слайд 10
14 декабря – Наум Грамотник
Матери выпекали в
этот день для детей лепешки в виде монет, веря,
что они принесут счастье и удачу. В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и прежде всего научиться читать и писать. “Пророк Наум наводит на ум” — считалось в народе.
Слайд 11
«Зима — за морозы, а мужик — за праздники!», «Как ни зноби мороз, а праздничек
веселый теплее печки пригреет!» говорили на Руси. Декабрьское звено праздников,
связанных в народной памяти с различными поверьями, обычаями и сказаниями
Слайд 12
19 декабря зимний день Николая Чудотворца
Это особо чтимый
в народе православный праздник и очень почитаемый святой Никола — второй после
Бога заступник. Он покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах.
Слайд 13
Святой Николай-чудотворец представляется воображению народа то в образе «доброго деда»,
то в виде сурового старца; то облик его проходит богатырской поступью, На русских
иконах его изображают пожилым человеком — с седой бородой, с залысинами на лбу — и в епископском облачении. И оказывается, именно этот строгий человек становится под Новый год румяным, красноносым Дедом Морозом, а также Санта-Клаусом.
Слайд 14
В одной из легенд говорится, что Николай ввел в обычай
дарить подарки на Рождество. Сам он дарил подарки тайно и долгое время
никто не знал, от кого дети и бедняки получают игрушки, лакомства и золотые монетки. Потому, наверное, Святой Николай и сейчас приходит в дом невидимкой — детишки утром находят подарки, а самого Рождественского Деда уж и след простыл.
Слайд 15
Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую
«никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно вскладчину, с большим количеством
пива или браги из зерна нового урожая. В старину на Николу приносили мужики в церковь жареных петухов, баранину и караваи хлеба. Часть этого отдавалась причту церковному за молебен, а остальное — шло на угощение съезжавшихся и сходящихся на братчину. «На братчину ездят не званы!», «Братчина судит, ватага — рядит!» — говорили в народе. — «На Никольщину и друга зови, и ворога зови, оба друзьями будут!»
Слайд 16
С Николы молодежь начинала подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе
избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или у вдовы, заготавливали дрова,
лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.
На Николу на вечерке не работала, «совсем не берут прялиц да швеек или если и берут, так разве для славы.
Слайд 17
Народный календарь издавна называет декабрь — Студень, Стужайло за стужу
и морозы, которые приносит с собой этот первый зимний месяц. Замыкая
год, декабрь зачинает зиму: по стылой земле «стелет белые холсты», «узоры на окнах расписывает», «сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет и метет - семь погод на дворе», — говорят в народе.
Слайд 18
А дни все короче и ночи длинней, и 22 декабря окончательно устанавливается
зима. Это самый короткий день в году — день зимнего Солнцеворота.
Слайд 19
С волнением смотрели на солнце суеверные люди, опасались, что «ослабленное»
светило и вовсе может не взойти утром. Поэтому по-своему помогали солнышку —
жгли костры в ночи, скатывали с гор горящее колесо, зазывая солнце «повернуться»:
Колесо, гори — катись,
С весной красною вернись!
Слайд 20
Наконец, наступал день 25 декабря день Спиридона-солноворота, именованный в честь
чудотворца, святителя Спиридона. Со Спиридоньева дня солнце поворачивает на лето, зима —
на мороз, и «хоть на куриный шаг, на воробьиный скок, да прибудет денек». В старой Москве с Ивановской колокольни возвещали о возврате солнца на лето, и звонарь получал за это из казны 24 рубля серебром - по часам в сутках. И то правда, ведь с этого времени солнце день ото дня будет все выше по небесной лестнице подниматься, а темные ночи начнут все проворнее за краешек земли прятаться.
Слайд 21
Хотя Солнцеворот в официальных праздниках не числился, серьезной работы в этот
день никто не начинал, разве что яблоньки в саду от снега стряхивали
да старики срезали по вишневой веточке, чтобы загадать по ним о будущем урожае: поставят ветку в воду до Рождества, наблюдают. Если распустятся цветы к Рождеству - быть славному урожаю в саду.
Впрочем, Спиридоново солнце «хоть и ярко, да не жарко», ласковы его лучи, а морозного узора на окнах им нипочем не растопить. Но и за то спасибо, что светлее стало на улице и на душе от этого празднично и чисто. То-то ребят, несмотря на холод, домой не загонишь. Катаются себе с обледенелых гор на салазках и рогожках, штурмуют снежные крепости, лепят снеговиков