FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. . Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку…
Дидактическая игра включает в себя: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Ход :1-й вариант. Детям раздаются пирамидки из 4–5 колец с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать то же. Затем обращает внимание на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей) берут колечки. Кольца нанизываются в любом порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест. При повторении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.
2-й вариант. Детям дают две пирамидки: одна – с толстым и другая – с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают и перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия колец с нужным стержнем. Педагог учит производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.
3-й вариант. Изменяется материал. Детям предлагают пирамидки с составными кольцами разной величины.
Вариант 1. «Сосчитай матрешек»
На столе разложены матрешки. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки.
Раз - Матрена,
Два - Малаша,
Мила – три,
Четыре – Маша,
Маргарита - это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель предлагает детям сосчитать матрешки и ответить на вопрос: «Сколько всего матрешек?». Затем убирает матрешки, оставляет одну и предлагает ответить на другой вопрос «А теперь сколько матрешек?». Затем убирает все матрешки и задает вопрос: «Сколько осталось матрешек?»
Вариант 2. «Подбери фартук для матрешки»
На столе разложен дидактический материал. Воспитатель рассказывает, что у матрешки много подружек, и все они собираются в гости. «Давайте посмотрим, все ли в порядке у матрешек?». Предложить детям подобрать матрешкам фартук по размеру.
Вариант 3. «Разложи матрешки по величине»
На столе в хаотичном порядке разложены матрешки. Воспитатель дает задание: посмотри и разложи матрешки по величине. При сравнении матрешек по высоте закрепить умение пользоваться приемом наложения и приложения их друг к другу, раскладывать в возрастающем и убывающем порядке.
Вариант 4. «Найди одинаковые матрешки»
На столе разложены матрешки. Воспитатель предлагает ребенку внимательно посмотреть и найти подружку матрешки такую же, как она.
Вариант 5. «Найди различия»
На столе разложены матрешки. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на матрешек и найти чем они отличаются друг от друга (различие: глаза, губы).
Вариант 6. «Собери бусы для матрешки»
На столе лежат матрешки. Воспитатель сообщает, что матрешки нарядились, и им захотелось еще надеть бусы, да вот беда – бусинки рассыпались. «Давайте поможем матрешкам собрать бусы. На каждой нитке должны быть бусинки одного цвета». Закрепить умение отвечать на вопросы: «Сколько всего бусинок? Какого цвета бусинки рассыпались?»
Цель. Продолжать формировать целостный образ предмета, обратить внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
Оборудование. Карты лото с изображениями (предметными, сюжетными) разной степени сложности, имеющие вырезы и вкладки, заполняющие эти вырезы; на фоне выреза помещается контурный рисунок вырезанной части изображения; вырезы и соответствующие им вкладки могут быть разного размера и разной формы (круглые, квадратные, шестигранные, прямоугольные). Каждая карта состоит из двух картонных слоев, наклеенных друг на друга и образующих необходимую объемность. На одних картах могут быть вырезаны одна-две части предметов.
Ход игры. Вначале ребенок рассматривает целую карту, заполненную вкладками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем взрослый вынимает 2–3 вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить «окошки» в свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании формы (перепутает верх, низ), то педагог указывает на контур. В дальнейшем карты с простым сюжетным изображением заменяются более сложными, с большим количеством вырезов.
«Что изменилось?»
Цель: учить детей ориентироваться в семи основный цветах, подбирать цвета по образцу; развивать словарный запас; складывать части цветка в единое целое.
Вариант игры: на столе лежит цветок, состоящий из разноцветных лепестков-карманчиков. Рядом раскладываются разноцветные лепестки. Ребенку предлагается подобрать лепесток соответствующего цвета и вставить его в лепесток-карманчик.
Цель. Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.
Оборудование. Столик (или коробка) с отверстиями, грибы (диаметр ножки гриба соответствует диаметру отверстия).
Ход игры. Педагог берет гриб одной рукой и показывает, как вставлять его в отверстие. При этом другой рукой придерживает столик. Затем дети действуют по подражанию. Если они затрудняются, то используются совместные действия педагога и ребенка.
Цель. Обратить внимание на высоту и ширину предметов, учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними; закреплять знание слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».
Оборудование. Строительный материал (бруски разной величины), машины разной величины (высокая с подъемным краном или пожарная с лестницей, низкая, широкая и узкая).
Ход игры. Дети сидят полукругом, педагог на стуле напротив них. Сбоку от него на полу лежат вперемешку бруски разного размера. Педагог ввозит в круг машину (грузовую или легковую) и предлагает кому-либо построить для нее ворота. Ребенок строит ворота, и педагог прокатывает через них машинку к ребенку, тот вновь катит к педагогу. Машину могут катать друг к другу двое детей. Затем педагог берет новую, высокую машину (подъемный кран) и предлагает прокатить ее через ворота. Дети катят машину, ворота падают. Педагог просит восстановить ворота и попробовать прокатить машину медленно. Обнаруживается, что машина не проходит, так как она выше ворот. Педагог спрашивает, что надо сделать, чтобы машина прошла в ворота, стараясь навести на мысль о постройке новых, высоких ворот. Когда ворота будут построены, дети прокатывают через них машину, а педагог говорит: «Ворота были низкие, а машина высокая, она не могла проехать. Теперь мы построили другие, высокие ворота и машина проехала». Затем детям дают широкую машину, ворота раздвигают вширь. Педагог подводит итог, объясняя, что для широкой машины нужно построить широкие ворота. При повторном проведении игры можно предложить нескольким детям одновременно строить ворота, учитывая их размеры с величиной машины по высоте и ширине.
«Построй башню»
2-й вариант (изменяется способ подачи образца – дается не зрительно, а зрительно-тактильно). Ребенок не только рассматривает игрушку-образец, но и ощупывает ее под руководством педагога. Игра проводится так же, как и в первом варианте.
3-й вариант (образец ребенок не видит, а лишь ощупывает) . Педагог опускает предметы в мешочек за экраном, т. е. дети не видят, какие предметы находятся в мешочке. Педагог достает из-под салфетки предмет-образец и дает ребенку его ощупать за экраном, потом найти такой же в мешочке. Когда предмет вынут из мешочка, педагог показывает всем детям образец и они сравнивают их. Если предмет найден верно, то действия ребенка поощряются. Если же он допустил ошибку, то предмет снова опускается в мешочек, ребенок ощупывает другой образец и отыскивает его пару в мешочке.
Во всех трех вариантах игра проводится с резко различными предметами, а потом по мере овладения тактильно-двигательным выбором используются более сходные по форме предметы.
Ход:1) Педагог раскладывает большие карточки, дает ребенку по одному предмету маленького размера. Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине. После этого закрепляется результат в слове, дается графическая табличка – «большой», «маленький».
2) Педагог дает ребенку одну карточку с изображение предмета и предмет такой же величины, разрезанный на части. Взрослый предлагает собрать из частей целый предмет путем накладывания частей на картинку – образец.
«Большой и маленький»