Слайд 2
Биография
Джон Рэй (1627 - 1705) — английский натуралист.
Член Лондонского королевского общества. Опубликовал ряд важных работ о
растениях и животных, а также классическую работу в традиции натуральной теологии — Мудрость Божия, явленная в деле творения.
В 1670 году впервые получил муравьиную кислоту, «перегонкой» красных муравьёв.
В книге Methodus plantarum novae (1682) первым ввёл разделение растений на двудольные и однодольные и дал первую биологическую концепцию вида.
Полемизировал по вопросам классификации растений с Жозефом Питтоном де Турнефором и Августом Ривинусом.
Исследовал влияние света на окраску растений. Известен также как собиратель английских пословиц и поговорок.
Слайд 3
В 1648 окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. Преподавал там
же математику и гуманитарные науки.
В 1660 опубликовал труд
Флора Кембриджа - первый систематический каталог растений данного региона.
Под влиянием своего близкого друга Ф.Уиллоби заинтересовался зоологией.
В 1660 Рей был возведен в духовный сан.
В 1662 он отказался от поста в университете давал частные уроки, жил как домашний капеллан у друзей. В это же время совершал поездки по Англии, Уэльсу, южной части Шотландии, а в 1663-1666 предпринял путешествие по Европе с целью изучения ее флоры и фауны.
В 1667 был принят в члены Лондонского королевского общества и приступил вместе с Уиллоби к реализации задуманного ими плана систематизации всей природы.
Слайд 4
После безвременной кончины Уиллоби в 1672 продолжил работу
один и в 1682 предложил новую систему классификации растений,
в которой ввел понятие вид, в основном совпадающее с современным. Это был первый шаг к созданию естественной системы классификации растений. В своем трехтомном труде История растений Рей описал и классифицировал 18 600 видов, основываясь на внешних признаках - форме и строении цветка, листьев, корней, плодов. Ввел понятие однодольных и двудольных растений.
В 1693 в книге Систематический обзор происхождения четвероногих и змей дал свою классификацию животных. Большое влияние на современников Рея оказал его труд Мудрость Бога, проявившаяся в Его творениях, в котором приводились свидетельства существования некоего замысла в мире природы. Эта работа неоднократно переиздавалась, а изложенные в ней факты считались весомыми аргументами в пользу существования Творца. Кроме того, в ней впервые ботаника была представлена не просто как некая система классификации растений, но и как наука о их происхождении, эволюции и особенностях. В последние годы жизни Рей занимался изучением насекомых, главным образом бабочек, оставив описание примерно 250 видов.
Слайд 5
Христианская вера
Рей был известен как скромный и чувствительный
человек, посвященный христианской вере. Он стремился направить мысли его
студентов от материализма к Богу. Кроутер пишет:
«Рей говорил, что вместо того, чтобы посвящать себя играм и легкомысленным развлечениям, они могут получить больше удовольствия от созерцания мудрости и совершенства Бога, явленных в изящных творениях в природе ».
Хотя ботаника и зоология в то время еще не были предметами в университете, Рей приглашал своих студентов присоединяться к нему в свободное время в исследовании местной флоры и фауны. Рей издал в 1660 г. свою первую книгу по ботанике - каталог растений в окрестностях Кембриджа.
Слайд 6
Рей всегда хотел стать священнослужителем, но, к сожалению,
он жил в период, когда существовало значительное вмешательство государства
в дела церкви. Когда роялисты вернулись к власти, они настояли на том, чтобы вновь установить чрезмерную ритуальность в церкви. Однако Рей не доверял религии, которая так сильно зависела от внешнего. Он гораздо больше отдавал предпочтение внутренним духовным институциям и очищению совести. Рей не пошел на компромисс против своих убеждений, и потому он был вынужден оставить университет в 1662.
После этого Рей был не в состоянии содержать себя и свою овдовевшую мать. Однако Фрэнсис Виллубай (1635-72), состоятельный бывший студент Рея, предложил начать совместное научное исследование за счет Виллубая. Отставка Рея фактически была поворотным моментом в его жизни, которая позволила осуществить большую часть его работ. Как мы читаем в Послании к Римлянам - "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу".
Слайд 7
Научный вклад Рея
В течение 10 лет Рей и
Виллубай путешествовали по Британским островам и в остальной части
Европы, наблюдая и собирая экземпляры. В то время как Виллубай сосредоточил свое внимание на животных, Рей интересовался растениями. Их намерения состояли в том, чтобы документировать живые организмы и классифицировать их в ограниченном числе классов.
В 1670 г Рей издал каталог растений Британских островов. "Он содержал обширный раздел о лекарственном использовании растений, который осуждал астрологию, алхимию и колдовство, был безжалостным в своих требованиях доказательств".
Слайд 8
В знак признания его работ Рей был принят
членом Королевского Общества, престижной группы самых известных ученых Англии.
Позже, когда его попросили стать секретарем Королевского Общества, Рей отказался, поскольку у него было бы меньше времени для работы над биологией.
Хотя Виллубай умер в 1672 г. Рей был в состоянии продолжить их большой проект при помощи фонда, великодушно организованного для этих целей по желанию Виллубая. Продолжая свою собственную работу над растениями, Рей поставил перед собой задачу анализа, классификации и интерпретации обширного материала Виллубая о животных. Рей издал книгу о птицах в 1676 г и книгу о рыбах в 1685 г. Книга о птицах "заложила основы научной орнитологии".
Затем Рей составил документацию и классификацию растений Европы и за ее пределами в обобщенном каталоге Царства растений. Он классифицировал цветущие растения согласно тому, имели ли они две семядоли или только одну. "Это разделение на двудольные и однодольные приняли все последующие ботаники".
Слайд 9
Именно Рей определил то, что сегодня называют видом.
Линней (другой глубоко верующий христианин) впоследствии использовал виды Рея
как стандартные блоки своей системы классификации, в которой соотносящиеся виды были сгруппированы в роды, а роды были объединены в высшие категории, и так далее. Таким образом, обобщенный каталог растений Рея "положил основу для систематической классификации, которая далее была разработана Линнеем."5
В 1693 г. в своей книге о рептилиях и млекопитающих Рей классифицировал животных по зубам, копытам и пальцам лап. Эта логическая классификация животных была огромным усовершенствованием предыдущей системы.
Идеи Рея опережали его время и в других областях. Азимов пишет:
«Он заявлял, что окаменелости были ископаемыми остатками вымерших существ. Эта идея была принята биологами только столетием позже»
Слайд 10
Противление эволюционным идеям
Рей не видел никакого конфликта между
его христианской верой и его научной работой. Фактически он
полагал, что научное исследование "было надлежащим осуществлением способностей человека и законной сферой христианского исследования".
Рей непреклонно полагал, что все сущее - небеса, земля и живые организмы - было создано бесконечно мудрым и любящим Богом. Он полагал, что бесконечные детали структур и функций живых организмов были явным свидетельством Божественной мудрости. Он выразил это в двух широко известных книгах. Одна из них, «Мудрость Бога, Проявленная в работе Творения», стала классикой. Он также написал теологическую книгу, названную «Убеждения к Святой Жизни».
Слайд 11
Рей написал статью для Королевского Общества, выступая против
идеи, что жизнь может возникнуть спонтанно из неживой материи.
Рей указывал на эксперименты Франческо Реди, которые противоречили спонтанному происхождению жизни. Рей сказал: "Мои наблюдения и аргументы показывают, что не существует такого в природе". Он называл спонтанное происхождение "фиктивным и смешным атеистическим рассказом об изначальном происхождении человечества и животных".
Рей никогда не сомневался в том, что растения и животные были созданы Богом в различных видах, но однажды он задался вопросом, мог ли один вид измениться в другой. Однако после обширного научного исследования растений и животных, он заключил, что виды оставались различными. Рей сделал заключение, что растения и животные были "творениями, созданными Богом с самого сначала, и сохраненные Им до наших дней в том же состоянии и условиях, при которых они были сотворены." К сожалению, это утверждение, понятое как "неизменность видов", сыграло на руку эволюционистам. Дарвин наблюдал различные виды зябликов на Галапагосских островах и сделал разумный вывод, что они произошли от небольшого количества зябликов, которые попали на острова. Поэтому эти виды не были "неизменными", и креационисты оказались неправы. Однако Рей, вероятно, отметил бы, что зяблики Дарвина были лишь вариантами в пределах созданного вида, и доказывают эволюции не более чем разнообразие среди собак.
Слайд 12
Несмотря на успех и известность, Рей оставался скромным
и одинаково общался с богатыми и бедными. Он жил
и работал в Блек Ноутли до его смерти 17 января 1705 г. После его смерти его друг написал, что «в делах он был человеком строгим; в беседе был скромный, учтивым и приветливым; по отношению к Богу он был посвященным; в отношении к бедным и несчастным я не видел более сострадательного и щедрого человека»9
В течение длинной и плодотворной жизни Рей заложил основу для ботаники и для зоологии, являя также последовательное христианское свидетельство в его поведении и защите библейского учения.