Слайд 2
Франц-Альберт (Фёдор) Шехтель родился 7 августа 1859 года
в Санкт-Петербурге. Отец его был инженером-технологом, мать Дарья Карловна
- купчиха (из семьи саратовских купцов Жегиных, позднее работала экономкой у Третьякова). У Шехтеля было ещё два брата и три сестры.
Слайд 3
Детство он провёл в Саратове, его отец рано
умер и положение семьи было почти бедственным. Шехтель окончил
Тираспольскую католическую гимназию, учился в Строгановском училище, но не окончил его, и был отчислен за плохую посещаемость. После этого работал архитекторским помощником у известных московских зодчих конца XIX века А. Каминского и К. Терского.
Слайд 4
Участвовал в проектировании театра «Парадиз» на Большой Никитской,
составив проект фасада этого здания.
Слайд 5
Женился Шехтель на своей кузине Наталье Тимофеевне, чей
отец - купец Т. Жегин - был известный меценат
и друг Третьякова.
Слайд 6
С конца 1870-х годов Шехтель начал работать самостоятельно.
Архитектура была на время оставлена - он иллюстрировал и
оформлял книги, журналы, рисовал виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов, сотрудничал с сатирическими журналами "Будильник" и "Сверчок". Вместе со своим приятелем по училищу Н.Чеховым (братом Антона Павловича), Шехтель писал иконы и создавал эскизы монументальных росписей. Именно Шехтель оформил виньетками первый сборник Чехова "Пёстрые рассказы".
Слайд 7
Постепенно Шехтель возвратился к архитектуре. Настоящий успех приходит
к нему после того, как он построил несколько дач
и особняков для известной семьи Морозовых (в частности, особняк З. Морозовой на Спиридоновке, в оформлении которого Шехтелю помогал тогда ещё малоизвестный М. Врубель и "готический замок" И. Морозова в Петровском парке). Морозовы не скупились на средства и предоставили художнику практически полную творческую свободу.
Слайд 8
Весной 1900 года Шехтель подготовил проект здания типографии
А. Левенсона в Трёхпрудном переулке, выдержанный в формах любимой
им готики, но уже в конце года, когда завершается постройка этого сооружения, он создал внутреннюю лестницу в совершенно иной манере. В творчестве художника произошел резкий поворот в сторону модерна. Возможно, сказалось влияние Всемирной Парижской выставки, которая дала творческий импульс многим художникам и на которой Шехтель был награждён серебряной медалью. В любом случае, считается, что работы Шехтеля - это классика московского модерна.
Слайд 9
А самое известное здание Фёдора Осиповича, выполненное в
этом стиле - особняк Рябушинского. Он был построен по
принципу спирали и совмещал в себе достижения Ар Нуво с русской архитектурной традицией.
Слайд 10
Одно из самых известных зданий, построенных Шехтелем в
этот период в любимом "псевдорусском" стиле - Ярославский вокзал.
В нём творчески переосмыслена архитектура Русского Севера, щедро использованы керамика и лепнина.
Слайд 11
Тогда же архитектор перестроил здание Художественного Театра, именно
благодаря Шехтелю (развившему здесь орнаментальные достижения Климта) МХТ обретает
свой фирменный дизайн.
Слайд 12
До революции Шехтель создал ряд значительных построек, в
том числе в стиле «рационального модерна» - со строгим
и скупым, но выразительным декором. Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади - прекрасный образец этого стиля.
Слайд 13
Впрочем, работал он не только в Москве. Данью
памяти Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и
музей писателя в городе Таганроге. Интересны также его "духовные" работы, например, старообрядческая Белокриницкая церковь Троицы со сторожкой в Балакове Самарской губернии, построенная по заказу купцов братьев Мальцевых и выполненная всё в том же "псевдорусском" (или неорусском) стиле, или совсем другая - в византийском стиле - Спасская церковь в Иваново-Вознесенске.
Слайд 14
В 1914 году, после начала Первой мировой войны,
Шехтель перешёл в православие и принял имя Фёдор.
Слайд 15
Всего у Шехтеля было две дочери и два
сына.
Слайд 16
Умер Шехтель 7 июля 1926 года. Похоронен на
Ваганьковском кладбище.
Слайд 18
Театр “Парадиз” был одним из первых проектов, в
которых Шехтель принимал участие. Проект какой части здания был
поручен ему на составление и в каком стиле эта часть была исполнена?
Слайд 19
В какое время Шехтель не занимался архитектурой и
чем он занимался в то время?
Слайд 20
Кто помогал архитектору при строительстве особняка Морозовой на
Спиридоновке?
Слайд 21
Излюбленное направление в архитектуре?
Слайд 22
Назовите две церковные постройки, упомянутые в презентации.