Слайд 2
Основной темой литературных произведений становится патриотизм.
Воинский долг
во имя отечества, любовь к своей земле, скорбь по
погибшим – все это находит непосредственное воплощение в летописях, агиографии, повестях и поучительных словах.
Литература 13 века, достоверно описывает неудачное сопротивление нашествию, его ужасы, которые воспринимались как наказание Божье за грехи людей, она была пропитана мистическим страхом перед татарами, отражала духовное оцепенение Руси.
Например, «Повесть о битве на Калке», «Слово о погибели Русской Земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о граде Китеже».
Литература конца 14 века намного оптимистичнее, её вдохновляет победа на Куликовом поле. Активно развивается идея необходимости культурного и политического объединения русских земель, которая все больше связывается с Москвой.
Например, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» (написанная, возможно, Софонием Рязанцем, у автора произведения прослеживается мысль о том, что разрозненность правителей Руси ведет к ее поражению, слаженность и соединение, продемонстрированное в Мамаевом побоище, - залог победы над врагом).
Слайд 3
Новые настроения находят свое выражение и в агиографической
(житийной) литературе. Героями житий становятся люди, чья жизнь воплощала
ценностные ориентации времени. Образы Александра Невского, Дмитрия Донского – заступников русской земли и православия – соседствуют с образами духовных подвижников – Стефана Пермского, Сергия Радонежского, имя которого стало символом единства Руси.
Житийная литература имела огромное значение в культурном процессе 14 – 15 веков. Она отвечала уровню сознания верующих, с трудом овладевавших отвлеченными идеями христианства. Как и во всем средневековом мире, духовная культура Руси имела несколько слоев. На самом низшем уровне находились народные верования и народная версия христианства, самую высокую ступень занимало верховное христианство. Житийная литература создавала наиболее приемлемую форму нравственного воспитания народа.
В русской книжности появляются первые признаки индивидуализма. Раньше большинство литературных произведений не имело обозначения авторства. В 14 – 15 веках наблюдается иная картина. Мы узнаем не только имена писателей, но и причины, побудившие их взяться за перо. Авторы житийной литературы в обширных предисловиях подробно рассказывают о себе, о своем личном отношении к святому. В предшествующие века это воспринималось бы как большой грех, ибо выглядело как самовосхваление.
Слайд 4
Архитектурных памятников этого периода почти не сохранилось. Строительство
теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород
и Псков) и во Владимирской земле (Москва и Тверь). В основном это были небольшие четырехстолпные храмы без притворов.
Первым каменным храмом, возведенным после длительного перерыва, стала церковь Николы на Липне (1292 г.).
Слайд 5
Церковь была заложена в восьми километрах к югу
от Великого Новгорода, на острове Липно, на берегу реки Плотница в дельте Мсты.
По
преданию, там в 1113 году была обретена икона Николая Чудотворца, писаная на круглой доске, от которой исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович.
«Никола Липенский».
Мастер Алекса Петров, 1294 год.
Слайд 6
Меняется техника кладки зданий, начинают применяться новые материалы
– волховский плитняк в сочетании с валунами и кирпичом.
Такая кладка создавала впечатление силы и мощи. Храмы этого периода изящны, суровы, имеют гораздо меньшие размеры, чем предшествующие постройки. Для храмов характерно нарядное внешнее убранство, украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами, а ниш – фресками.
Например, церковь Федора Стратилата на Ручью, церковь Спаса Преображения на Ильине (улица в Новгороде).
Слайд 7
Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́, 1360—1361 годы
Слайд 8
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
— храм в Великом Новгороде, построенный
в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана
Грека. Роспись сделана в 1378 году.
Слайд 9
Феофан Грек. Фрески купола. 1378 год.
Слайд 10
Феофан Грек. Святая Троица. Фреска восточной стены придела
Св. Троицы. 1378 год.
Слайд 11
Феофан Грек (ок. 1340 – ок. 1410) –
византийский мастер. Расписывал церкви в Константинополе, Галате, Каффе (Феодосия)
и др. городах. На Руси его талант проявился с наибольшей силой.
Феофан Грек создал собственную, очень необычную, манеру письма. Она входит в особое экспрессивное направление стиля византийской живописи XIV века. Экспрессивный стиль второй половины XIV века, происхождение которого связывают с Константинополем, характеризуется свободной, раскованной манерой рисунка, его особой подвижностью, иногда эскизностью. Художники, прекрасно владея восходящими к античности навыками рисунка, отказываются от классической гармонии и покоя, предпочитая максимальную выразительность композиций, поз, жестов и образов. Грек отказывается от сложной проработки формы, подчёркивая быстрый, но выразительный рисунок. Это не только тёмные контуры, но и активные световые блики — движки. Свет, создаваемый обильно положенными белилами, играет важнейшую роль в живописи Феофана.
В целом произведения Ф. Грека отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.
В творчестве Грека на Руси выделяются два периода: новгородский и московский. В первом он выступает смелым новатором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведения.
В московский период творчество Грека характеризует его уже как художника, обретшего спокойствие и уравновешенность.
В Новгороде Ф. Грек расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Эти росписи сохранились фрагментарно. Характеристика изображенных святых отмечена строгой индивидуальностью, каждая фигура живет обособленной жизнью, наполнена внутренним движением.
В Москве Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле, Благовещенский собор в Кремле (совместно с Прохором с Городца и А. Рублевым).
Слайд 12
Феофан Грек. Преподобный Макарий Египетский. Фреска Троицкого придела.
Слайд 13
А. Рублев (ок. 1360/70 – 1427/30) – монах
Андроникова монастыря (ныне здесь создан музей Рублева). Произведения Рублева
отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.
Рублев участвовал в создании росписи и икон в старом Благовещенском соборе (Московский Кремль), Успенском соборе во Владимире, Троицком соборе в Троице-Сергиевой лавре, Спасском соборе Андроникова монастыря.
В отличие от творчества Ф. Грека искусство Рублева проникнуто возвышенно-светлым настроением, состоянием душевной гармонии, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта его стиля – лирическая умиротворенность, его персонажи мягче, человечнее, чем у Грека.
Среди сохранившихся произведений Рублева иконы «Троица», «Апостол Павел», «Архангел Михаил» и другие, фреска «Страшный суд» в Успенском соборе во Владимире.
Слайд 14
А. Рублев
Апостол Павел. Из Деисусного чина ("Звенигородский")
1410—1420
Слайд 15
Андрей Рублев.
Архангел Михаил. Из Деисусного чина ("Звенигородский"), 1414