Слайд 2
Жизнь ребенка через ворота детской игры
«Центральная психодидактическая технология
стандарта – это развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и
со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка. Разработанный Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому
в Стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры»
А. Г. Асмолов,академик Российской академии образования, директор Федерального института развития образования
Слайд 3
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(по Е.В. Зворыгиной
и С.Л. Новоселовой)
Игры, возникающие по инициативе детей
Игры-экспериментирования
• Игры
с природными объектами
• Игры с игрушками
• Игры с животными
Слайд 4
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(по Е.В. Зворыгиной
и С.Л. Новоселовой)
Игры, возникающие по инициативе детей
Сюжетные самодеятельные
игры
• Сюжетно – отобразительные
• Сюжетно-ролевые
• Режиссерские
• Театрализованные
Слайд 5
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(по Е.В. Зворыгиной
и С.Л. Новоселовой)
Игры, возникающие по инициативе взрослого
Обучающие игры
• Сюжетно-дидактические
• Подвижные
• Музыкально-дидактические
• Учебные
Слайд 6
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(по Е.В. Зворыгиной
и С.Л. Новоселовой)
Игры, возникающие по инициативе взрослого
Досуговые игры
• Интеллектуальные
• Игры-забавы, развлечения
• Театрализованные
• Празднично-карнавальные
• Компьютерные
Слайд 7
Народные игры
Обрядовые игры
• Семейные
• Сезонные
• Культовые
Тренинговые игры
• Интеллектуальные
• Сенсомоторные
•
Адаптивные
Досуговые игры
• Игрища
•Тихие игры
• Игры-забавы
Слайд 8
Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
ХАРАКТЕРИСТИКА
СЮЖЕТНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ
Основа сюжетно-ролевой игры – мнимая
или воображаемая ситуация
Характерная черта – самостоятельность детей
Через игру ребёнок воплощает свои взгляды, представления
Дети отражают отношение к тому событию, которое они разыгрывают
ПРЕДПОСЫЛКИ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Первый этап – ознакомительная игра Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы
Второй этап – отобразительная игра Действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта
Третий этап – сюжетно-отобразительная игра Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни
Слайд 9
ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЕ (А.П.
Усова)
Уровень неорганизованного поведения, которое ведёт к разрушению игр
других детей
Уровень одиночных игр, на котором ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть
Уровень игр рядом, когда дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью
Уровень кратковременного общения, на котором ребёнок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу
Уровень длительного общения, на котором наступает взаимодействие на основе интереса к содержанию игры
Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий
Слайд 10
КОМПОНЕНТЫ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Сюжет игры Сфера
действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определённых действий, событий из
жизни и деятельности окружающих
Содержание игры То, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности
Роль Игровая позиция, в которой ребёнок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже
Слайд 11
Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребенку
ряд требований, способствующих формированию психических новообразований:
Действие в воображаемом
плане способствует развитию символической функции мышления
Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений
Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться
Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми
Слайд 12
Метод руководства сюжетно-ролевой игрой Н.Я. Михайленко и Н.А
Коротковой
Первый принцип: для того, чтобы дети овладели игровыми умениям,воспитатель
должен играть вместе с ними
Второй принцип: на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался»и усваивался новый, более сложный способ построения игры
Третий принцип: на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам
Слайд 13
Комплексный метод руководства игрой
Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой
1. Обогащение детей знаниями и опытом деятельности
2. Передача
игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры)
3. Развивающая предметно-игровая среда
4. Активизация проблемного общения взрослого с детьми
Слайд 14
Творческое конструирование
Виды творческого детского конструирования
Из природного
материала
Из бумаги
Из бросового материала
Формы организации обучения
конструированию
Конструирование по условиям
Конструирование по замыслу
Конструирование по теме
Конструирование по образцу
Слайд 15
Взаимосвязь конструирования и игры
Ранний возраст: конструирование слито
с игрой
Младший дошкольный возраст: игра становится побудителем к
конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение
Старший дошкольный возраст: сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само приобретает сюжетный характер, когда создается несколько конструкций, объединенных общим сюжетом
Слайд 16
Создание условий для развития
свободной игровой деятельности
С целью развития
игровой деятельности педагоги должны уметь:
создавать в течение дня условия
для свободной игры детей;
определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события
дня отражаются в игре;
отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра
развита слабо;
косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер
(например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).
Слайд 17
педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли
и игры детей, понимать их значимость.
Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь
между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей.