Слайд 2
Традиционная игрушка
Традиционная игрушка аккумулирует опыт многих поколений. В
ней за тысячелетия определена та мера условности, сочетания формы
и содержания, антропометричных пропорций, художественной выразительности, которая в современной игрушке утрачена за поиском новых форм и образов.
Слайд 3
сравнительный анализ современной и традиционной игрушки
в современных
игрушках нет образа куклы-матери с ребёнком, в то время
как в традиционной культуре этот образ один из самых распространённых.
В традиционном игровом наборе совершенно не могли быть представлены игрушки, изображающие монстров и представителей потустороннего мира.
В русской традиции не было и так называемой мягкой игрушки.
Не было и игрушек, изображающих хищных животных, – медведей, волков, тем более – динозавров. Образы животных не были уподоблены человеку
Слайд 4
Без рук, без ног, а цело!
Традиционная кукла это
образ женщины, заданный предельно условно.
Изначально куклой мог стать
любой предмет – полено, две палочки, ветка, пучок травы, лоскут ткани. Важно, чтобы у куклы была голова и тельце.
Тело делается достаточно условно, но обязательно выделяется грудь – символ плодовитости и материнства.
Такая кукла может не иметь ног, даже рук, но голова и грудь должны быть обязательно.
Слайд 5
В традиционной тряпичной кукле избегали делать лицо,
поскольку считали, что кукла может влиять на ребенка
Такая игрушка
не ограничивает фантазию ребенка и может являть собой образ, которой на данный момент близок ребенку
Слайд 6
Отсутствие лица не мешает созданию образа
Каждая игрушка
неповторима и имеет свой характер
Такая игрушка, сделанная ребенком, являет
образ Я, либо идеального друга
Слайд 7
Кукла мама с ребенком
Кукла-мама это обычно молодая мать
с двумя-тремя малышами. Красивая, статная, дородная.
Кукла-мама рождается для
того, чтобы стать для ребёнка одновременно и другом, и защитником, и учителем. Она сопровождает ребёнка всё время до вступления во взрослую жизнь, а иногда и после. Часто в традиционной культуре кукла передаётся по наследству от матери к дочери.
Слайд 8
Кукла-девушка
Это образ Я в ближайшем будущем
– игрушка для подростков
Слайд 9
Кукла-младенец
Первая игрушка
Практически лишена телесности
Воплощение заботы и материнской любви
Слайд 10
Система взаимоотношений ребёнка и игрушки
ребёнок
Кукла –младенец
Я в
близком прошлом.
Я в дальнем будущем
Мой ребёнок
3-5 лет
кукла –
мама
Я в дальнем будущем
Моя семья, мой дом
Отношения в социуме
5-9 лет
кукла-девушка
Я в близком будущем,
Моё поведение,
Моя мечта
9-12 лет
Слайд 11
кукла – мама с ребёнком
Общность
в которой
игрушка = взрослому, а другая игрушка = ребёнку
Ребёнок
играющий оказывается над ситуацией, и может проигрывать
отношения и как взрослый и как ребёнок.
Сознание
Происходит одухотворение игрушки. Замещение игрушки в позиции взрослого.
В процессе игры происходит рефлексия – осмысление и воспроизведение ДВО,
а так же отношений между взрослыми – в семье, в социуме.
Деятельность
Забота о ребёнке, освоение смысла семейных отношений, навыков жизни
в социуме /соседи/. Совместная групповая игра.
Слайд 12
Проблемы и актуальность
Сегодня происходит катастрофическая деформация антропологических смыслов
игровой практики детей и игрушки
Современная игрушка искажает образ человека,
трансформирует представление ребенка об «идеальной форме» (Л.С.Выготский) на всех уровнях его телесно-душевно-духовной сущности.
Слайд 13
Модальность «Любимая игрушка»
Проблема утраты связи дошкольника с антропоморфными
игрушками, несущими образ человека, сегодня только начинает определяться.
Сотрудники
дошкольных учреждений указывают на то, что в современных детских садах появляются дети, которые полностью идентифицируют себя с животными, чаще всего с кошками и собаками.
Они ходят на четвереньках, издают характерные звуки, воспроизводят, порой необыкновенно точно, пластику животных.
Наиболее ярко зооморфное поведение проявляется в игровых ситуациях. Дети организуют сюжетно-ролевые игры, в которых может участвовать вся группа. Главная цель таких игр точно воспроизводить повадки и пластику зверей.
Слайд 14
Сегодня игрушка, которая, по мнению А.С.Макаренко, «является материальной
основой игры», претерпевает существенные изменения. Ситуация усугубляется поверхностным отношением
взрослых к развитию игровой культуры ребенка, подбору игрушек, непониманием педагогического потенциала игры и игрушки, их значения в воспитании и развитии ребёнка.
Слайд 15
Значение игрушки
Для общества это – предмет культуры («зеркало
культуры»), посредством которого передается в особой «свернутой форме» состояние
современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки.
Для взрослого игрушка – важнейшая составная часть образовательной среды, посредник общения (малыша со взрослым и сверстником), а также средство обучения, развлечения и даже лечения ребенка.
Слайд 16
Значение игрушки
Для ребенка:
это – источник радости,
предмет для творчества;
психологическое орудие овладения ребенком предметным миром
и собственным поведением.
духовный образ идеальной жизни, идеального мира. Кукла – образ идеального человека